«Безэмоциональность» ботокса оказалась двухсторонней

Итальянские исследователи из международного научного института СИССА пришли к выводу, что ботокс влияет на восприятие эмоций других людей. Об этом сообщается в журнале Toxicon.

В исследовании ученых приняли участие 11 женщин в возрасте от 35 до 66 лет, которым впервые вводилась инъекция ботокса в область над переносицей, включая мышцу, сморщивающую бровь, и мышцу гордецов (помогает управлять бровями), а также в круговую мышцу глаза. Авторы работы проверяли, будет ли ботокс оказывать влияние на восприятие эмоций других людей. Предположение о возможном влиянии исследователи выдвинули, основываясь на теории воплощенного познания, которая говорит о том, что мозг человека работает во взаимосвязи с физическими ощущениями. Например, если человек улыбается нам, то мы тоже бессознательно и незаметно пытаемся улыбнуться, чтобы понять смысл этого выражения.

Добровольцы приняли участие в трех экспериментах. В первом они оценивали высказывания, которым по шкале от 1 до 100 можно было присвоить значения «очень грустное», «слегка грустное», «нейтральное», «слегка счастливое», «очень счастливое». Во втором эксперименте женщины таким же образом оценивали эмоции людей на фотографии. В третьем эксперименте они проделывали ту же процедуру, что и в прошлом эксперименте, однако авторы работы убрали нейтральное значение из шкалы.

В результате исследователи заметили, что женщины, которым вкололи ботокс, несколько хуже воспринимают слабые эмоции («слегка грустный» и «слегка счастливый») по сравнению с контрольной группой. В то же время в восприятии сильных эмоций ученые не заметили отличий. Авторы работы предполагают, что это может быть связано с тем, что слабые эмоции труднее понять, а ботокс блокирует восприимчивость мимических мышц. Это затрудняет процесс лицевой обратной связи, что, в конечном итоге, по их мнению, мешает восприятию.

Тем не менее, стоит отметить, что выборка в данном эксперименте достаточно мала. Для того, чтобы однозначно утверждать о таких результатах, необходимо воспроизведение эксперимента.