Исследователи из Великобритании, США, Австралии и Кореи обнаружили, что во времена миграций людей и технологических прорывов резко возрастала численность мужского населения. Причем это происходило независимо на всех пяти обитаемых континентах. Результаты работы опубликованы в журнале Nature Genetics.
Научный коллектив под руководством сотрудников британского Института Сэнгера проанализировал 1244 Y-хромосомы представителей 26 разных народностей по всему миру. Эти хромосомы случайным образом выбрали из образцов, полученных в рамках третьей фазы проекта «1000 геномов».
В результате анализа ученые обнаружили более 65 тысяч генетических вариантов, включающих однонуклеотидные, многонуклеотидные, короткие вставки и делеции, варианты числа копий и короткие тандемные повторы. На основании этих данных они построили калиброванное филогенетическое дерево мужской половой хромосомы, учитывающее частоту мутаций каждого из перечисленных классов.
Исходя из оценочного уровня в 0,76×10-9 мутаций на одно основание в год, выяснилось, что ближайший общий предок всех современных мужчин жил около 190 тысяч лет назад. Для мужчин неафриканского происхождения этот показатель составил примерно 76 тысяч лет назад.
Одной из наиболее интересных находок стали эпизоды взрывообразного роста мужского населения, обладающего определенными вариантами Y-хромосомы, которые происходили независимо на всех пяти обитаемых континентах всего за несколько поколений. Первые из таких эпизодов наблюдались от 55 до 50 тысяч лет назад в разных регионах Европы и Азии, а также около 15 тысяч лет назад в обеих Америках. Схожие события неоднократно происходили в Африке к югу от Сахары, Западной Европе, Южной и Восточной Азии от восьми до четырех тысяч лет назад.
По мнению исследователей, подобный резкий рост генетически близкого мужского населениями связан с освоением новых территорий с обильными ресурсами, а также с появлением ключевых технологий, дающих резкое преимущество над соперниками (колесо, обработка металлов, организованные боевые действия, возделывание почвы и другие).
Олег Лищук
Дефицит натрия увеличивает выработку гормонов ангиотензина-II и альдостерона, которые заставляют нас потреблять продукты, содержащие соль. Чтобы сигнал прошел успешно, необходимо совместное действие ангиотензина и чувствительных к альдостерону нейронов NTSHSD2, подробную схему работы которых изучили американские ученые из Медицинского центра Бет-Изрэйел. Работа опубликована в журнале Neuron.