Спячка помогла ехиднам выжить после лесных пожаров

Австралийские ученые обнаружили, что выживать при лесных пожарах и их последствиях ехиднам помогает спячка. Результаты исследования опубликованы в Proceedings of the Royal Society B.

Сотрудники Университетов Новой Англии, Западной Австралии и Кертина установили наблюдение за ехиднами (Tachyglossus aculeatus) в районе запланированного управляемого лесного пожара в западноавстралийском лесу Драйандра. Участки обитания пяти животных, вошедших в экспериментальную группу, находились на подлежащей сжиганию территории, в пяти животных из контрольной группы — на расстоянии до 3,2 километра от нее.

Всем ехиднам имплантировали датчики температуры тела, GPS и радиомаяки. Наблюдения начали за 21–25 дней до пожара и завершили спустя 18–31 день после него.

Перед пожаром динамика температуры тела и активности ехидн существенно не отличались. Во время активного горения (с 10:00 до 15:00 часов 21 апреля 2015 года) животные на его территории прятались в убежищах, одно из них погибло. Следующей ночью двигательная активность ехидн на выгоревшей территории была значительно ниже, чем у представителей контрольной группы (в среднем 179 против 474 минут).

После этого три из четырех выживших животных погрузились в многодневную спячку продолжительностью от 51 до 123 часов, у четвертого спячка происходила короткими периодами до 18 часов. Вне затронутой пожаром территории ехидны в длительную спячку не погружались. Они также значительно больше передвигались в поисках пищи, чем животные из экспериментальной группы. При этом площадь нагульных ареалов (участков поиска пропитания) существенно не изменилась ни в одной группе — пережившие пожар ехидны питались меньше и экономили энергию за счет спячек.

По мнению исследователей, спячка служит ценным эволюционным приспособлением для выживания не только в неблагоприятные климатические периоды (например, долгие холодные зимы), но и при уменьшении пищевых ресурсов после пожаров. Они отмечают, что спячка с высокой вероятностью помогла выжить предкам современных млекопитающих во время обширных пожаров после удара астероида при мел-палеогеновом вымирании около 65 миллионов лет назад.

Склонность к заболеваниям сердца связали с успехом размножения