Норвежские ветеринары сообщили о первом зарегистрированном в Европе случае хронической изнуряющей болезни (ХИБ). Прионную инфекцию обнаружили у самки северного оленя (Rangifer tarandus tarandus), говорится в пресс-релизе Норвежского ветеринарного института.
Как следует из сообщения, больное взрослое животное выявили на юге страны в середине марта 2016 года. После смерти его доставили в институт для вскрытия и лабораторных анализов. Скрининговое исследование тканей мозга иммуноферментным анализом показало наличие приона, вызывающего ХИБ. Эти данные подтвердили иммуногистохимически и вестерн-блоттингом.
До сих пор ХИБ обнаруживали только у оленей, вапити и лосей в 20 американских штатах и двух канадских провинциях. Завозные случаи болезни были также зарегистрированы в Южной Корее, куда инфекция попала с живыми лосями, ввезенными в страну для разведения на ферме. В Европе и у северных оленей ХИБ до сих пор не выявляли. Как инфекция проникла в Норвегию, не установлено.
ХИБ относится к медленным прионным инфекциям. По своим проявлениям она напоминает скрепи у овец, губчатую энцефалопатию крупного рогатого скота («коровье бешенство») и болезнь Крейтцфельдта-Якоба у человека.
Прион — это измененный вариант белка PrPC, который в норме присутствует в мозге и некоторых других тканях млекопитающих. При контакте с нормальным белком прион PrPSc вызывает его превращение в такую же измененную форму, которая не выполняет положенных функций. Из-за этого ткань мозга постепенно разрушается с образованием характерных полостей и приобретает губчатое строение. Это приводит к медленному угасанию функций мозга и смерти.
Олег Лищук
Стоит ли доверить языковым моделям рецензирование научных статей?
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Большие языковые модели (LLM) все чаще используют, чтобы писать статьи и рецензии. Это тревожит ученых. Например, в марте 2025 года материал, посвященный этой теме, вышел в журнале Nature. Казалось бы, кто как не ученые должны ратовать за прогресс. Однако у них есть весомые поводы для беспокойства: LLM склонны к галлюцинациям и пока не способны понимать заложенные в них знания, а повальное делегирование академической работы искусственному интеллекту создает риски для всей системы научного знания.