У ринопитеков нашли «бабок-повитух»

Китайские ученые впервые наблюдали и задокументировали роды самки ринопитека (Pygathrix roxellana), в которых помогала обезьяна-«акушерка». Исследование опубликовано в журнале Primates, кратко о нем сообщает BBC.

Ученые наблюдали несколько групп ринопитеков, живущих в дикой природе, с 2009 года. Роды, описанные в статье, произошли 1 апреля 2014 года в необычное время, днем. Обычно роды у обезьян происходят ночью или ранним утром — тогда у самки, во-первых, есть время восстановиться после родов, а во-вторых, ночью меньше риск того, что на обезьяну нападут хищники или другие члены группы, склонные нападать на мать с детенышем. До недавних пор ученые считали, что самки ринопитеков рожают без помощи других обезьян.

Когда беременная самка стала проявлять первые признаки беспокойства, другая взрослая самка, исполнявшая роль акушерки, подошла к рожающей обезьяне, привела в порядок ее шерсть и затем на протяжении родов оставалась рядом с ней. Когда роды начались и головка детеныша показалась наружу, «акушерка» попыталась вытащить детеныша, но безуспешно. Когда же головка детеныша вышла из родовых путей, мать с помощью «акушерки» вытащила его наружу целиком. Примерно через час после родов, после того как мать покормила детеныша, она разрешила «акушерке» первой из других обезьян подержать и вылизать новорожденного. В то же время своей дочери-«подростку» мать не позволила взять детеныша на руки.

Рокселлановы ринопитеки находятся под угрозой исчезновения. Обезьяны обитают только в южном и центральном Китае. Они живут семейными группами, состоящими из одного самца, нескольких взрослых самок и детенышей разного возраста. Самки становятся половозрелыми в 5 лет, самцы — в 5-7 лет. Беременность длится 6-7 месяцев, рожают обезьяны в период с марта по июнь.