Китайские ученые впервые наблюдали и задокументировали роды самки ринопитека (Pygathrix roxellana), в которых помогала обезьяна-«акушерка». Исследование опубликовано в журнале Primates, кратко о нем сообщает BBC.
Ученые наблюдали несколько групп ринопитеков, живущих в дикой природе, с 2009 года. Роды, описанные в статье, произошли 1 апреля 2014 года в необычное время, днем. Обычно роды у обезьян происходят ночью или ранним утром — тогда у самки, во-первых, есть время восстановиться после родов, а во-вторых, ночью меньше риск того, что на обезьяну нападут хищники или другие члены группы, склонные нападать на мать с детенышем. До недавних пор ученые считали, что самки ринопитеков рожают без помощи других обезьян.
Когда беременная самка стала проявлять первые признаки беспокойства, другая взрослая самка, исполнявшая роль акушерки, подошла к рожающей обезьяне, привела в порядок ее шерсть и затем на протяжении родов оставалась рядом с ней. Когда роды начались и головка детеныша показалась наружу, «акушерка» попыталась вытащить детеныша, но безуспешно. Когда же головка детеныша вышла из родовых путей, мать с помощью «акушерки» вытащила его наружу целиком. Примерно через час после родов, после того как мать покормила детеныша, она разрешила «акушерке» первой из других обезьян подержать и вылизать новорожденного. В то же время своей дочери-«подростку» мать не позволила взять детеныша на руки.
Рокселлановы ринопитеки находятся под угрозой исчезновения. Обезьяны обитают только в южном и центральном Китае. Они живут семейными группами, состоящими из одного самца, нескольких взрослых самок и детенышей разного возраста. Самки становятся половозрелыми в 5 лет, самцы — в 5-7 лет. Беременность длится 6-7 месяцев, рожают обезьяны в период с марта по июнь.
Екатерина Русакова
Science назвал десятку главных событий 2024 года
Ежегодно журнал Science, вслед за коллегами из Nature, подводит итоги уходящего года. Редакция составляет список из десяти научных событий и выделяет одно из них как особо выдающееся. В прошлом году важнейшим открытием стали агонисты глюкагоноподобного пептида-1, среди которых семаглутид или «Оземпик», а в 2022 — полет JWST (без телескопа, к слову, не обошлось и в этот раз).