Щепку в зубах неандертальца назвали зубочисткой

Испанские и британские ученые исследовали останки неандертальцев, живших 49 000 лет назад, которые были найдены в испанской пещере Эль Сидрон и обнаружили в коренном зубе одного из них остатки древесных волокон. По мнению авторов работы неандертальцы могли использовать деревянные щепки в качестве зубочисток, либо использовали зубы как «третью руку». Результаты исследования опубликованы в журнале Antiqiuty, коротко о них сообщается в пресс-релизе университета Барселоны.

Ученые исследовали химический состав и микроокаменелости зубного налета неандертальцев. Исследователи обнаружили в зубном налете различные химические вещества (список не приводится) и следы истирания зубов. Помимо прочего они нашли в одном из коренных зубов остатки древесного волокна хвойного дерева. По словам авторов работы, они не входили в диету неандертальцев, найденные волокна не были похожи на съедобные части хвойного дерева.

Исследователи считают, что возможно, неандертальцы использовали зубы не только для пережевывания пищи, но и как «третью руку» при манипуляциях с ветками, либо древние люди использовали деревянные щепки для гигиенических процедур. По словам авторов работы, это первый раз, когда в зубах неандертальцев были обнаружены несъедобные материалы.

Согласно недавнему исследованию в диету неандертальцев входило в первую очередь мясо крупных травоядных (мамонтов, шерстистых носорогов, диких лошадей), которое составляло около 80 процентов рациона, остальные 20 процентов приходились на растительную пищу.

В гробнице фараона нашли надписи античных туристов

Польские археологи, исследуя гробницу египетского фараона Рамзеса VI, обнаружили в ней многочисленные надписи античных туристов, посещавших гробницу. Древние полагали, что в гробнице был похоронен герой Троянской войны Мемнон, поэтому она была местом поклонения. Античные надписи мало отличались от тех, которые выцарапывают современные туристы: самым распространенным оказался древний эквивалент нашего «Здесь был такой-то». Сообщение о находке опубликовано в Science and Scholarship in Poland.