Новая технология, разработанная американскими учеными, позволила восстановить функции руки парализованному пациенту. Результаты работы опубликованы в журнале Nature.
Иэн Беркхарт (Ian Burkhart) из Дублина, штат Огайо, получил перелом шейного отдела позвоночника, нырнув в воду, после чего все его четыре конечности остались парализованными. Спустя четыре года сотрудники Университета штата Огайо и Мемориального института Баттеля пригласили 24-летнего пациента для испытаний новой технологии.
На подготовительном этапе ему предлагали воображать движения руки, показанные на экране. В это время активность его моторной коры регистрировали с помощью функциональной МРТ. Затем в картированную область мозга Беркхарта вживили гибкий микрочип с 96 микроэлектродами. Через интерфейс машинного обучения этот микрочип подключили к индивидуально созданному нервно-мышечному чрескожному электростимулятору со 130 электродами, наложенными на правое предплечье.
После этого пациент трижды в неделю в течение 15 месяцев тренировался использовать эту систему нервного шунтирования (NBS) для совершения движений кистью и пальцами. К концу обучения система смогла четко определять 33 динамических стереотипа со средним отношением сигнала к шуму 3,05.
К концу обучения Беркхарт смог управлять отдельными пальцами, совершать шесть типов движений кистью, брать и перемещать предметы. Он в состоянии, например, налить воду из бутылки в стакан, взять банковскую карточку и воспользоваться ей и даже сыграть на гитарном симуляторе Guitar Hero.
По словам руководителя исследования Чеда Баутона (Chad Bouton), полученные результаты свидетельствуют о том, что реорганизация нейрональных связей в мозге после спинальной травмы не настолько глубока, как считалось до сих пор.
Пока использование NBS имеет серьезные ограничения. Оно возможно только при подключении к лабораторному компьютеру и требует калибровки перед каждым сеансом работы. Разработчики занимаются совершенствованием методики, адаптируя ее для повседневного пользования.
Олег Лищук
Неисправность одного из винтов привела к поломке несущей конструкции пилона
Британский разработчик аэротакси Vertical Aerospace объявил о завершении предварительного расследования аварии прототипа VX4, которая произошла 9 августа на аэродроме Котсволд в Англии во время испытания, имитировавшего отказ одного из двигателей. Согласно опубликованной на сайте информации, причиной падения прототипа стала неисправность одного из воздушных винтов, спровоцировавшая поломку несущей конструкции пилона, на котором размещаются двигатели. Проект электрического аэротакси VX4 британской компании Vertical Aerospace был впервые представлен в 2020 году. Это конвертоплан с фюзеляжем длиной 11 метров, 15-метровым прямым крылом и V-образным хвостовым оперением. На крыле на четырех пилонах расположены восемь электромоторов с воздушными винтами. При этом четыре из них, расположенные перед передней кромкой крыла, имеют поворотный механизм и могут разворачиваться на 90 градусов при переходе от режима висения к горизонтальному полету. Другие четыре винта закреплены неподвижно на тех же пилонах, но позади крыла. Кабина VX4 рассчитана на перевозку четырех пассажиров и одного пилота. Первый полет летательного аппарата, проходивший в режиме висения на небольшой высоте со страховочными тросами, произошел в сентябре 2022 года. После серии аналогичных испытаний в июле 2023 года VX4 совершил первый свободный полет, в котором дистанционно-управляемый летательный аппарат разогнался до скорости 70 километров в час. Однако 9 августа на аэродроме Котсволд в Англии во время испытаний, в которых изучалось поведение аэротакси в случае отказа одного из двигателей, прототип совершил жесткую посадку и частично разрушился. . Компания начала расследование и 31 августа сообщила о первых результатах: причиной падения стала неисправность одного из передних воздушных винтов. Он отсоединился от крепления после запланированного отключения другого двигателя во время испытаний. Возникшие из-за этого несбалансированные нагрузки привели разрушению несущей конструкции моторного пилона. После чего воздушное судно перешло к устойчивому снижению, прежде чем получило повреждения при столкновении с землей. Компания сообщает, что уже переработала конструкцию проблемного пропеллера, и устранила существовавшую в его ранней модификации проблему. Новый пропеллер будет использоваться в следующей фазе испытаний. Также Vertical Aerospace отмечает, что ключевые показатели остальных электросистем, включая батареи, во время и после инцидента оставались в допустимых пределах, продемонстрировав свою надежность. Более подробная информация будет опубликована, когда Отдел расследования воздушных происшествий Великобритании завершит разбирательство. Теперь Vertical Aerospace будет ожидать завершения строительства второго и третьего прототипов, в конструкцию которых внесено множество улучшений. Ожидается, что они будут готовы уже в 2024 году. Поврежденный VX4 будет использоваться в дальнейшем только для наземных тестов. При этом авария не должна сказаться на запланированных сроках сертификации. Они остаются прежними — компания планирует пройти ее в 2026 году. Множество компаний, разрабатывающих прототипы аэротакси, уже находятся на завершающих стадиях испытаний. Например, недавно китайская компания EHang объявила об окончании всех сертификационных тестов своей модели полностью автоматического двухместного аэротакси EH216-S. В ближайшее время компания станет первой в мире получившей сертификат типа на воздушное судно такого класса.