В Новгороде обнаружили «смс» XIII века

Ученые института археологии РАН (ИА РАН) обнаружили в Великом Новгороде более двух тысяч артефактов. В числе найденных предметов были 14 берестяных грамот и золотая монета (солид) византийского императора Романа III. Подробности сообщаются в пресс-релизе института археологии, пришедшем в редакцию N+1.

Раскопки начались осенью 2015 года в районе Козьмодемьянской улицы на месте строительства нового дома. Раскоп был заложен в 70 метрах от Неревского раскопа, в котором в 1951 году были найдены первые берестяные грамоты. По словам начальника Новгородской экспедиции ИА РАН, Петра Гайдукова, культурный слой на месте раскопа начал формироваться в X веке, его толщина достигала 3,5 метров. На краю раскопа археологи обнаружили остатки древней мостовой, в которых сохранилось 19 слоев деревянных настилов, датированных XI – XV веками.

В числе артефактов ученые обнаружили берестяные грамоты, свинцовые печати, подтверждавшие подлинность финансовых или административных документов, в том числе государственные печати Великого Новгорода XIV – XV веков и княжеские печати XII века. Также были найдены оружие, украшения: перстни, браслеты и серьги, и арабские, византийские и западноевропейские монеты. «Судя по количеству статусных находок ... здесь жили зажиточные люди, торговцы или «муниципальные чиновники», — объясняет Гайдуков.

В числе найденных берестяных грамот — «смс-сообщение» XIII века, береста с коротким текстом: «От Гаврилы к Кондрату. Пойди сюда». На другой бересте с коротким текстом: «Я щенок» сделаны отверстия для крепления. «Может быть, эту надпись на себе действительно носил щенок, а может быть, этот кусок бересты использовали в игре или для шутки», — говорит ученый.

Также ученые обнаружили грамоту-завещание, датированную второй половиной XIV века. До сих исследователи нашли только пять завещаний, написанных на бересте. В нем некий Афанасий просит своего сына взыскать с разных людей долги. Кто-то задолжал 5,5 «коробьев» зерна, это около 100 килограммов (один короб весил около семи пудов), другие задолжали деньги. В грамоте упоминаются гривны, полтины (половина гривны) и ногата — денежная единица равная 1/20 части гривны. По словам Гайдукова это самое позднее упоминание ногаты в берестяных грамотах.

Одной из важнейших находок оказалась половина византийского золотого солида — монеты, которая долгое время оставалась основной монетой и счетно-денежной единицей Византийской империи. Монета, найденная в Великом Новгороде была вычеканена во время царствования императора Романа III (1028 — 1034). За все время раскопок в Новгороде подобная монета найдена впервые.

Археологические раскопки в Великом Новгороде начались в начале 30-х годов прошлого века. В 1951 году в Неревском раскопе была обнаружена первая берестяная грамота. В 1956 году по результатам археологических изысканий ученые пришли к выводу, что город возник в начале X века. В дальнейшем раскопки проводились (и проводятся) в разных частях города.