Обнаружены генетические основы невротизма

Крупномасштабное исследование, проведенное британскими, австралийскими и американскими учеными, выявило девять участков генома, связанных с невротизмом. Отчет о работе опубликован в журнале Molecular Psychiatry.

Невротизм — это фундаментальная личностная черта, которая состоит в неспособности эффективно регулировать негативные эмоции. Она проявляется эмоциональной нестабильностью, повышенным уровнем тревожности, страха, стеснительности, чувством вины и раздражительностью. Невротизм является фактором риска депрессии, тревожных расстройств, фобий, синдромов зависимости, а также ряда соматических заболеваний.

Научный коллектив под руководством Университета Глазго провел метаанализ данных трех популяционных исследований с участием более 106 тысяч человек. Их личностные черты оценивали по Краткому пересмотренному личностному опроснику Айзенка (EPQ-R-S). Всем участникам провели полногеномный анализ однонуклеотидных полиморфизмов, связанных с невротизмом.

По оценкам исследователей, наследуемость невротизма составляет около 15 процентов. Анализ полученных данных выявил девять локусов генома, независимо от пола связанных с проявлением этой личностной черты. Наиболее значимый из них емкостью четыре мегабайта расположен в 8 хромосоме и содержит не менее 36 генов. Из-за неравновесного сцепления генов в этом локусе выявить среди них отвечающий за ассоциацию с невротизмом не удалось. Такая же ситуация наблюдалась в локусе на 17 хромосоме, однако он содержит значимый ген-кандидат CRHR1, играющий важную роль в выработке «гормона стресса» кортизола. Еще один ген-кандидат в этом локусе — MAPT — кодирует Тау-белок, присутствующий в постсинаптических структурах многих нейронов.

Другие обнаруженные локусы содержат гены CELF4 (кодирует белок-переключатель изоформ Тау-белка), GRIK3 (глутаматергический каинатный рецептор; глутаматная система вовлечена в развитие большой депрессии и суицидальных наклонностей), KLHL2 (участвует в формировании нейрональных мембранных структур, содержащих актин) и PTPRD (кодирует тирозинфосфатазу, регулирующую синаптическую пластичность).

Сопоставление полученных результатов с данными Консорциума по психиатрической генетике выявило сильную генетическую корреляцию между невротизмом и большим депрессивным расстройством, менее сильную, но значимую — между невротизмом и шизофренией, и отсутствие корреляции между невротизмом и биполярным расстройством.

«Мы впервые обнаружили генетическую предрасположенность к персональной черте, что имеет фундаментальное значение для психологии. Наша работа открывает путь к новым исследованиям и подходам к терапии депрессии и тревожности», — заявил исследователь Дэниэл Смит (Daniel Smith).

Science и Nature запретили указывать ChatGPT в качестве автора научных статей