Анализ ДНК указал на вымирание жителей доколумбовой Южной Америки

La Doncella, индейская мумия, найденная около вулкана Льюльяйльяко

Wikimedia Commons

Международная группа исследователей изучила митохондриальную ДНК, полученную из останков коренных народов Америки, и обнаружила, она не имеет сходства с митохондриальной ДНК современных коренных жителей Америки. По их мнению, это является подтверждением негативного влияния испанской колонизации, начавшейся в XV веке. Работа исследователей опубликована в журнале Science Advances.

В своем исследовании ученые, под руководством специалистов из Австралийского центра древней ДНК, попытались реконструировать генетическую историю Америки. Для этого они изучили митохондриальную ДНК 92 доколумбовых мумий и скелетов (преимущественно из Южной Америки), возраст которых насчитывал от 500 до 8600 лет. Исследователи провели секвенирование митохондриального генома и отнесли выявленные последовательности к 84 различным гаплотипам.

В результате они обнаружили, что митохондриальные ДНК, полученные из костей и зубов останков, не имеют сходства с митохондриальными ДНК современных коренных жителей Америки. Гаплогруппа D4h3a, характерная для коренных народов Америки, не была найдена в массиве данных, полученном учеными.Также, ни один из 84 гаплотипов, выявленный из образцов древней ДНК, не присутствовал в современных базах данных или литературе.

«Удивительно, но ни одна из ДНК почти 100 древних людей не указала на наличие их потомков в современных популяциях коренных жителей», — замечает Бастьен Йамас (Bastien Llamas), ведущий автор исследования.

После дополнительного анализа ученые пришли к выводу, что значительная часть коренных жителей Южной Америки погибла во время испанской колонизации, которая началась с открытия Колумбом первых островов Карибского моря.

«Единственный сценарий, который согласуется с нашими наблюдениями заключается в том, что сразу после момента начала колонизации группы местных жителей оказались изолированы друг от друга, и затем значительная часть популяций вымерла вследствие контакта с европейцами. Эта версия вполне соотносится с историческими сообщении о демографическом коллапсе, который начался сразу после прибытия испанцев в XV веке», — комментирует Йамас.

Ранее международная группа ученых изучила ДНК обнаруженных в Испании останков возрастом более 400 тысяч лет и пришла к выводу, что они принадлежат неандертальцам. Анализ ядерной ДНК показал, что обитатели участка Sima de los Huesos в горах Атапуэрка генетически гораздо ближе к неандертальцам, жившим 40-50 тысяч лет назад, чем к денисовскому человеку, то есть их генетические линии разошлись раньше, чем 430 тысяч лет назад. Исследование также подтвердило сходство митохондриальной ДНК в одном из образцов с древними обитателями юга Сибири.