Самка аквариумной рыбки отрастила мужские половые органы и оплодотворила себя

Ученые исследовали самку цихлиды, сумевшую вырастить мужские репродуктивные органы и оплодотворить свои яйцеклетки своими же сперматозоидами. От самооплодотворения появилось полностью здоровое и фертильное потомство, о чем авторы сообщают в журнале Royal Society Open Science.
Биологи во главе с профессором Университета Ист-Англии Коком Ван Остерхутом (Cock van Oosterhout) исследовали обычных аквариумных цихлид Pundamilia (Haplochromis) pundamilia и Pundamilia (Haplochromis) nyererei, получив гибридное потомство (F1) этих двух видов. Одна из таких самок оказалась крайне необычной: в течение года она, обитая в изолированном аквариуме, самостоятельно принесла 14 пометов, из которых через 25 месяцев появилось в общей сложности 46 рыбок второго поколения (F2).
Двое самцов и 15 самок F2 выросли до половозрелости и оказались полностью фертильны, в свою очередь произведя совершенно нормальное разнополое потомство. Ученые проанализировали геном гермафродитной самки, ее родителей и нескольких потомков F2, исключив все возможные способы воспроизводства, помимо самооплодотворения. Вскрытие рыбки показало наличие у нее полностью сформированных мужских репродуктивных органов: выбросив произведенные семенниками мужские гаметы, она могла заглатывать их и оплодотворять икру, которая сохранялась во рту.
Ученые склонны считать появление гибридной рыбки игрой случая, а не одним из адаптационных механизмов, свойственных цихлидам. В самом деле, у 18 самок, ее родных сестер из того же поколения F1, а также у 12 дочерей F2 гибридной рыбки, после года изолированного содержания никаких мальков так и не появилось.
Гермафродитизм, широко распространенный среди животных, у позвоночных встречается исключительно редко: способность производить полноценные половые клетки обоих типов обнаружена лишь у некоторых семейств костистых рыб. Еще реже наблюдается самооплодотворение и способность получать здоровое потомство при полном отсутствии партнера – оно зарегистрировано всего у двух видов карпозубообразных.

Исследователи из Университета Лунда (Швеция) проанализировали эффективность методов сокращения выброса парниковых газов индивидуальными домохозяйствами, которые обычно рекомендуют официальные источники для снижения углеродного следа отдельным человеком. Оказалось, что большинство популярных рекомендаций касательно экологии, представленных в том числе в школьных учебниках, относительно неэффективны. Самыми действенными методами в борьбе с парниковыми газами оказались отказ от автомобиля, авиаперелетов, отказ от мяса и снижение количества детей в семье. Работа опубликована в журнале с открытым доступом Environmental Research Letters.