Ученые создали трансгенных опарышей для лечения диабетических язв

Американские и новозеландские ученые создали трансгенных личинок мух, вырабатывающих человеческий фактор роста, для очистки и заживления хронических язв мягких тканей. Результаты их работы опубликованы в журнале BMC Biotechnology.

Применение стерильных личинок мух (личинкотерпия) — эффективный метод лечения хронических незаживающих язв нижних конечностей (при сахарном диабете и еще более чем 20 заболеваниях), одобренный к применению в США, Великобритании и ряде других стран. Он основан на том, что опарыши способны питаться только омертвевшими тканями, не затрагивая жизнеспособные, благодаря чему они очищают язву, предотвращают ее инфицирование и способствуют заживлению. Однако недостаток кровоснабжения из-за поражения капилляров — непосредственная причина появления язв — делает процесс заживления долгим и приводит к образованию крупных дефектов мягких тканей.

Сотрудники Университетов Северной Каролины и Мэсси вывели два вида трансгенных личинок зеленой падальной мухи (Lucilia sericata), вырабатывающих человеческий тромбоцитарный фактор роста ВВ (PDGF-BB), который способствует пролиферации и выживанию клеток. У одного вида экспрессия PDGF-BB включается под действием тепла, у другого — выключается тетрациклином.

У обоих видов трансгенных опарышей значимая концентрация кодирующей фактор роста мРНК определялась методом ПЦР в лизате личинок и гемолимфе (жидкости, выполняющей у насекомых функцию крови) зрелых особей, однако личинки первого вида не выделяли его во внешнюю среду. Личинки с тетрациклин-репрессируемой выработкой PDGF-BB эффективно экскретировали его, чего и добивались исследователи.

Авторы работы отмечают, что разработанная ими терапевтическая система может применяться для эффективной и не требующей дополнительных затрат доставки в язвы мягких тканей различных факторов роста и противомикробных пептидов при личинкотерапии.