Ученые объяснили причину подросткового ангста

Американские ученые выяснили, что влияет на риск тревожного расстройства в подростковом возрасте. Оказалось, что он связан с наследственными нарушениями в работе эндоканнабиноидной системы в фронтолимбическом нервного пути мозга. Выводы исследователей опубликованы в Proceedings of the National Academy of Sciences.

Сотрудники Корнелловского университета в Нью-Йорке и Калифорнийского университета в Сан-Диего проанализировали диффузионно-тензорные томограммы (они визуализируют нервные пути мозга) 1050 человек в возрасте от трех до 21 года. В частности, их интересовал крючковидный пучок белого вещества, соединяющий лимбические структуры в передней височной доле (они отвечают за формирование эмоций, в том числе страха и злости) с медиальной и вентральной префронтальной корой (они принимают участие в развитии тревожности).

Кроме того у участников определяли полиморфизм гена гидролазы амидов жирных кислот (ГАЖК, FAAH) — фермента, нейтрализующего медиатор эндоканнабиноидной системы анандамид. Вариант этого гена FAAH A385, присутствующий примерно у 20 процентов людей, связан со сниженным уровнем тревожности у взрослых людей и лабораторных животных.

Выяснилось, что у детей варианты ГАЖК не влияют на развитие крючковидного пучка. Однако начиная с 12-летнего возраста, когда происходят динамические изменения экспрессии генов, фронтолимбических связей и эндоканнабиноидной активности, у подростков с FAAH A385 этот нервный путь начинает развиваться значительно активнее, чем у обладателей «обычной» ГАЖК. Такие подростки, как оказалось, подвержены тревожности значительно меньше, чем их ровесники.

Полученные результаты подтвердили, изучая мышей с вариантом FAAH C385A, аналогичным FAAH A385 у человека. Полиморфизм гена также начинал действовать на фронтолимбический путь и поведение только с началом полового созревания. Таким образом, зависимость тревожности в подростковом возрасте от функции эндоканнабиноидной системы является межвидовой особенностью.

Исследователи отметили, что полученные результаты можно использовать для оценки риска тревожности и подбора персонализированной терапии.

Эндоканнабиноидная система контролирует уровень активности пресинаптических нейронов. Она принимает участие в регуляции памяти, настроения, боли, аппетита и иммунной системы. Действием на нее обусловлены эффекты марихуаны.

Тревожные расстройства характеризуются обостренным чувством страха и беспокойства, могут приводить к паническим атакам, фобиям и соматоформным нарушениям (симптомам со стороны внутренних органов в отсутствие их органического поражения). Чаще всего они проявляются в подростковом возрасте.