Американская компания Eagle Aeronautics по заказу NASA разработала новый датчик ударных волн Aero Probe, который будет использоваться в исследованиях по проекту «тихого» сверхзвукового самолета. Как пишет Aviation Week, испытания нового датчика уже состоялись и были признаны успешными.
Новый датчик представляет собой штангу, закрепляемую в специальном кожухе на подвеске по центру фюзеляжа с нижней его стороны. Штанга располагается параллельно фюзеляжу. В ней сделаны несколько отверстий отбора давления, в которых расположены датчики давления. Эти датчики находятся на расстоянии 12,7 сантиметра от кончика штанги.
В новом датчике также установлена система коррекции в зависимости от нагрева. По данным разработчиков, благодаря этой системе удалось избежать искажения данных при нагреве штанги в полете до 65,5 градуса Цельсия. Новый датчик ударных волн заменит устаревшую систему NACA, разработанную еще в начале 1970-х годов.
Испытания датчика Aero Probe уже состоялись на опытовом истребителе F-15B Eagle, принадлежащем NASA. Испытания проводились с начала марта текущего года. В общей сложности самолет с датчиком совершил шесть вылетов, в ходе которых для проверки датчика фиксировались ударные волны, образуемые самим опытовым истребителем.
В ближайшее время будут проведены дополнительные испытания датчика ударных волн на опытовом истребителе F-15D, также принадлежащем NASA. В перспективе Aero Probe будет устанавливаться в выдвижную топливозаправочную штангу F-15B/D, расположенную в носовой части самолета. В этом месте датчик сможет замерять интенсивность ударных волн, образуемых впереди летящим самолетом.
В начале марта 2016 года NASA заключило с компанией Lockheed Martin контракт на разработку «тихого» сверхзвукового самолета. Сумма сделки составила 20 миллионов долларов. Новый пассажирский самолет будет использовать технологию уменьшения сверхзвукового шума QueSST. Она поможет авиалайнеру снизить интенсивность шума до уровня мягких пульсаций.
NASA отвело компании 17 месяцев на разработку первоначального дизайна летательного аппарата. После этого начнется этап детального проектирования, строительства опытного экземпляра самолета и летных испытаний.
При этом не потребуется демонтаж и разборка
Инженеры GE Aerospace Research разработали мягкого робота Sensiworm для обследования технического состояния авиационных двигателей. Робот способен ползать подобно гусенице по вертикальным поверхностям и даже потолку, передавая оператору видеоизображение в реальном времени. С помощью Sensiworm технические специалисты смогут оценивать текущее состояние авиамоторов без необходимости их демонтажа с самолета, сообщает New Atlas. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Современные турбовентиляторные двигатели требуют регулярного обслуживания. Они состоят из огромного количества деталей, тщательно изучить состояние которых без снятия двигателя с самолета даже с помощью эндоскпов (бороскопов) порой невозможно. При этом демонтаж мотора и его последующая разборка занимают много времени, в течение которого самолет простаивает на земле. Поэтому инженеры давно работают над альтернативными способами обследования авиадвигателей изнутри без их демонтажа. Одна из таких разработок принадлежит инженерам исследовательского отдела компании General Electric GE Aerospace Research, которые совместно с сотрудниками Университета Бингемтона разработали мягкого робота Sensiworm (Soft ElectroNics Skin-Innervated Robotic Worm) для обследования технического состояния авиационных двигателей изнутри. Вытянутый корпус Sensiworm состоит из мягкого полимерного материала, который способен растягиваться и сокращаться с помощью источника давления. Способ передвижения Sensiworm напоминает движения гусеницы пяденицы. Робот может передвигаться не только по горизонтальным и вертикальным поверхностям, но также и по потолку. Для этого он использует две присоски, расположенные в передней и задней части корпуса. Таким образом Sensiworm может добраться до труднодоступных мест внутри двигателя, включая лопатки компрессоров и турбин. https://www.youtube.com/watch?v=_Mks06p0KVo Внутри автономной версии Sensiworm, помимо собственных источников питания, давления и бортового компьютера, находится камера с источником света, а также другие сенсоры, необходимые сервисным специалистам. Робот может автоматически обнаруживать и обходить препятствия (технических деталей того, как это происходит, разработчики пока не сообщают). По словам создателей Sensiworm, робот должен выполнять роль дополнительных глаз и ушей, исследуя внутренности авиадвигателей на предмет неисправностей, коррозии и повреждения теплоизоляционного покрытия. Разработчики считают, что в будущем он сможет не только передавать изображение интересующих участков в реальном времени, выполняя роль продвинутого варианта бороскопа, но и сможет производить мелкий ремонт. Внутренней инспекции требуют не только такие сложные устройства как авиадвигатели, но даже трубопроводы. Китайские инженеры разработали миниатюрного робота для инспекции внутреннего состояния трубопроводов диаметром меньше сантиметра. Робот состоит из цилиндрических модулей, приводимых в движение актуаторами на основе диэлектрических эластомеров.