Астрономы поймали блик от самой «эксцентричной» планеты

Международная группа астрономов под руководством Стефана Кейна из Университета Сан-Франциско обнаружила следы блика от экзопланеты с одной из самых необычных орбит — HD 20782b. По словам авторов, дальнейшие наблюдения позволят уточнить состав атмосферы газового гиганта. Работа принята к публикации в The Astrophysical Journal (препринт), кратко о ней сообщает пресс-релиз Университета Сан-Франциско.

Астрономы наблюдали за экзопланетой, обращающейся около звезды HD 20782, чтобы уточнить ее орбитальные параметры в рамках программы TERMS (Transit Ephemeris Refinement and Monitoring Survey). Объект представляет особый интерес поскольку, согласно ранним исследованиям, он обладает рекордно большим эксцентриситетом среди планет — «вытянутостью» орбиты. Малая полуось орбиты экзопланеты в 3,57 раза меньше большой полуоси — такое соотношение параметров почти соответствует «вытянутости» орбиты кометы Галлея. Минимальное расстояние от объекта до звезды составляет всего 0,06 астрономических единиц (расстояний Земля-Солнце), максимальное — 2,5 астрономической единицы.

Для этого ученые объединили данные космической обсерватории Hipparcos и наземных наблюдений. В частности, авторы изучали изменения в свечении звезды в поисках событий транзитов — прохождения экзопланеты перед диском светила. Оказалось что в момент сближения небесных объектов светимость системы несколько увеличивается. Астрономы связывают ее с возникновением блика от атмосферы экзопланеты.

По словам авторов, обнаруженный блик пока не позволяет определить точный состав атмосферы экзопланеты. Ученые предполагают, что она схожа с газовой оболочкой Юпитера, содержащей большое количество облаков — на это указывает высокая отражающая способность объекта. Уточнить ее характер позволят будущие наблюдения сближений экзопланеты и светила. Астрономы предсказывают, что в следующий раз блик попадет на Землю 3 сентября 2016 года и 23 апреля 2018 года.

HD 20782b представляет собой газовый гигант с массой по меньшей мере в два раза больше, чем у Юпитера. Период обращения экзопланеты составляет 597 дней. Расстояние от Земли до системы — около 117 световых лет.

Покорители неба