Астрономы нашли самую долгопериодическую переменную звезду

Астрономы из Государственного Астрономического Института имени Штенберга открыли затменную переменную звезду с самым большим периодом из известных — около 70 лет. Работа принята к публикации в журнале Astronomy&Astrophysics (препринт).

Исследователи изучали изменения в яркости звезды TYC 2505-672-1 с помощью автоматизированной системы «МАСТЕР». Телескопы системы расположены в России, Аргентине, Испании и ЮАР. Астрономы заметили, что в период с 2011 по 2013 год яркость звезды сильно упала — примерно в 100 раз. Объект считали потухшим, однако уже в октябре 2014 года звезда вернула себе исходный блеск.

Возможным объяснением снижению светимости могло быть газопылевое облако, оказавшееся между Землей и звездой, однако авторы не увидели характерного изменения спектра. Тогда ученые проверили архивные данные других исследовательских групп, чтобы выяснить природу объекта. Оказалось, что аналогичное затемнение произошло в 1945 году, большую часть остального же времени блеск звезды оставался неизменным. По словам исследователей, такое поведение может указывать на то, что TYC 2505-672-1 — двойная затменная переменная звезда.

Такое предположение указывает на рекордно большой период между затмениями — 69,1 года. Эта величина почти в три раза больше чем у нынешнего рекордсмена, эпсилон Возничего (27 лет). По словам авторов, спектр звезды и периодичность позволяют предположить, что система состоит из двух звезд. Масса одной из них составляет по меньшей мере 3,5 массы Солнца. Радиус орбиты двойной звезды может достигать 30 астрономических единиц — это чуть меньше большой полуоси орбиты Плутона.

Природа второй звезды системы остается неясной. Как утверждают астрономы, с одной стороны, светимость объекта должна быть в сто раз меньше, чем у основной звезды, но с другой стороны он должен быть крупнее ее, иначе не сможет заслонить. Возможным объяснением может быть наличие холодного газо-пылевого диска у второго компонента системы.

Изменение фундаментальных констант не помогло бериллию-8 стать стабильным