Наследование склонности к ожирению подтвердили в «чистом эксперименте»

Немецкие ученые выдели половые клетки мышей, страдавших ожирением и диабетом 2 типа, и вывели из них потомство, у которого развились те же проблемы. Работа, результаты которой авторы опубликовали в журнале Nature Genetics, указывает на то, что склонность к избыточному весу может наследоваться эпигенетически. Кратко об исследовании рассказывает пресс-релиз Мюнхенского центра имени Гельмгольца.
Профессор Иоганн Бекерс (Johannes Beckers) и его команда в течение шести недель держали подопытных мышей на богатой жирами диете, которая стимулировала у них развитие ожирения, связанной с ним инсулинрезистентности и сахарного диабета 2 типа. Животные контрольной группы питались сбалансированно. После этого у них забирали сперматозоиды и яйцеклетки, искусственно оплодотворяли и пересаживали эмбрионы совершенно здоровым и не страдавшим избыточным весом суррогатным матерям.
Комбинируя половые клетки родителей опытной и контрольной групп, ученые получили более 350 животных, которые в течение еще шести недель содержались на нормальной диете. Авторы следили за их весом и чувствительностью к инъекциям глюкозы, которая служит индикатором развития инсулинрезистентности и диабета 2 типа.
Такая процедура позволила изолировать потомство от массы факторов, которые теоретически могут вызывать предрасположенность к ожирению – влияние организма матери в период беременности и кормления, пищевое поведение родителей и т.д. Фактически, единственным, что связывало новорожденных с биологическими родителями, оставалась ДНК. А поскольку сами по себе родители не несли никаких «генов ожирения», речь могла идти лишь об эпигенетическом наследовании, при котором потомству передается лишь «тонкая настройка» активности генов, вызванная условиями жизни и состоянием родителей.
В самом деле, мыши, полученные от родителей с ожирением, демонстрировали явную склонность к быстрому набору веса. Особенно ярко эта тенденция проявлялась у самок, полученных от двух родителей с ожирением – они оказывались в среднем на 20 процентов тяжелее своих ровесниц, рожденных от родителей, содержавшихся на нормальной диете. При этом инсулинрезистентность и снижение чувствительности к глюкозе ярче проявлялись у потомства страдавших диабетом самок – но не самцов. По мнению авторов, эти данные могут указывать на эпигенетические корни быстрого и глобального распространения ожирения и диабета, которое продолжается уже около 50 лет.
Эпигенетические факторы наследования затрагивают не последовательности нуклеотидов в ДНК, а лишь «настройку» ее генов. Можно сказать, что эти механизмы позволяют родителям передать некоторые приобретенные признаки, а потомству – быть готовым к условиям среды, с которыми им предстоит встретиться. Характер и масштабы эпигенетической наследственности начинают осознаваться лишь в последние годы. В частности, недавно было показано наличие эпигенетических маркеров в ДНК сперматозоидов мужчин, страдающих от ожирения.

Исследователи из Университета Лунда (Швеция) проанализировали эффективность методов сокращения выброса парниковых газов индивидуальными домохозяйствами, которые обычно рекомендуют официальные источники для снижения углеродного следа отдельным человеком. Оказалось, что большинство популярных рекомендаций касательно экологии, представленных в том числе в школьных учебниках, относительно неэффективны. Самыми действенными методами в борьбе с парниковыми газами оказались отказ от автомобиля, авиаперелетов, отказ от мяса и снижение количества детей в семье. Работа опубликована в журнале с открытым доступом Environmental Research Letters.