Американские ученые создали полый цилиндр из ДНК и смогли поместить внутрь него наночастицы золота. По мысли авторов исследования, это важный шаг к получению компьютерных чипов из ДНК, более простых и дешевых в изготовлении, чем современные. Работа представлена на 251-й национальной встрече-выставке Американского химического общества в Сан-Диего.
Исследователи не впервые интересуются возможностью создания компьютерных чипов из ДНК, что должно позволить уменьшить их размер. Например, самые мелкие детали на популярных современных компьютерных чипах имеют размер около 14 нанометров. Это более чем в 10 раз превышает ширину одноцепочечной молекулы ДНК. Хотя сама ДНК — плохой проводник, она может служить каркасом для размещения проводящих элементов из другого материала.
Для создания каркаса заданной формы ученые использовали технику ДНК-оригами. Создание оригами-структуры начинается с синтеза длинной одноцепочечной молекулы ДНК, затем к ней добавляются короткие цепочки ДНК, называемые «скрепками» — они могут комплементарно связываться с разными участками длинной цепочки, сшивая их между собой. Последовательности «скрепок» подбирают таким образом, чтобы в итоге сложилась задуманная структура.
Исследователи считают, что компьютерные чипы можно сделать еще компактнее, если перейти от двумерных структур к трехмерным. Чтобы проверить применимость ДНК-оригами для получения проводящих элементов, они создали полый цилиндр из ДНК, который затем вертикально прикрепили к кремниевой подложке. Кроме того, с помощью коротких цепочек ДНК ученые смогли «пристегнуть» к центру площадки, ограниченной цилиндром, наночастицы золота. В дальнейшие планы авторов входит соединение таких элементов полупроводниковыми нанопроводами и сборка их в одну цепь.
Руководитель проекта, Адам Вули, считает, что ДНК может сильно удешевить производство компьютерных чипов. Оборудование для создания их микроскопических частей стоит очень дорого, тогда как получение самособирающихся структур из ДНК больших затрат не потребует.
Анна Образцова
Его скорость по вертикальным поверхностям достигает шести сантиметров в секунду
Инженеры разработали прототип гибридного орнитоптера, который может садиться и ездить по вертикальным поверхностям. Помимо четырех машущих крыльев он имеет два воздушных винта и гусеничный привод с клейкими лентами, который используется для движения по стенам. Статья с описанием разработки опубликована в журнале Research. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Свобода передвижения, доступная летающим насекомым, давно вдохновляет инженеров, разрабатывающих беспилотники. К примеру способность мух быстро переходить от маневренного полета к передвижению по вертикальной поверхности пытались реализовать создатели дрона SCAMP. Они оснастили квадрокоптер двумя ножками с металлическими коготками, с помощью которых дрон может передвигаться по стенам, цепляясь за мелкие неровности. В случае срыва, дрон быстро включает роторы, чтобы предотвратить крушение. Существуют и другие прототипы мультироторных дронов, со способностью садиться на стены, однако орнитоптеры (даже с ногами) до сих пор на стену садиться не умели. Инженеры под руководством Цзи Айхуна (Aihong Ji) из Нанкинского университета аэронавтики и космонавтики разработали гибридный орнитоптер с небольшими вспомогательными воздушными винтами. Он может садиться на вертикальные поверхности, взлетать с них, а также передвигаться по ним, используя небольшой гусеничный привод с клейким покрытием и прижимную силу пропеллеров. Основную подъемную силу орнитоптера массой 135 грамм создают четыре машущих крыла, расположенные по X-образной схеме. Левая и правая пары крыльев приводятся в движение индивидуальными электромоторами. Изменяя независимо частоту их взмахов можно управлять беспилотником по оси крена. При полете на обычной скорости частота взмахов составляет 15 Герц, а максимально допустимая — 20 Герц. На носу и в хвосте орнитоптера расположены воздушные винты небольшого диаметра. В полете они генерируют дополнительную тягу, а также служат для управления по оси тангажа, отклоняя беспилотник вперед или назад. Ротор, установленный в хвосте, дополнительно имеет механизм управления вектором тяги — он может отклоняться с помощью сервопривода влево или вправо. Благодаря этому происходит управление орнитоптером по оси рыскания. В передней части аппарата установлен гусеничный привод, который используются для движения по вертикальным плоскостям. Ленты привода покрыты полидиметилсилоксаном, адгезивные свойства которого позволяют орнитоптеру удерживать сцепление с вертикальной поверхностью. При посадке на вертикальную поверхность орнитоптер сначала касается ее лентами привода, после чего изменяет уровни тяги хвостового и переднего роторов и переворачивается, прижав хвост к стене. Далее тяга роторов используется для создания прижимной силы. Так повышается сцепление и исключается возможное опрокидывание при движении. Взлет происходит в обратном порядке. Полный непрерывный переход воздух—стена—воздух происходит за 6,1 секунды. Прижимаясь к поверхности, гибрид может перемещаться по ней с помощью гусениц со скоростью до шести сантиметров в секунду. В экспериментах орнитоптер смог успешно сесть и прокатиться по стеклу, деревянной двери, мрамору, древесной коре, эластичной ткани и окрашенному листу металла. В воздухе на одной зарядке прототип может находиться около четырех минут и пролетать за это время около одного километра с максимальной скоростью 6,8 метров в секунду. https://www.youtube.com/watch?v=5st-wNxukTg В будущем разработчики планируют повысить сцепление гусеничного узла за счет добавки микрошипов в материал гусеничных лент. Также орнитоптеру добавят автономности — для этого его осностят сенсорами для самостоятельной навигации. Ранее другая команда инженеров, вдохновившись устройством крыльев жука-носорога, создала механическое крыло, которое может на короткое время складываться при ударе о препятствие, а затем вновь распрямляться за счет подвижного узла в верхней кромке. Миниатюрный орнитоптер с такими крыльями может продолжать стабильный полет, даже если его крылья ударяются об окружающие предметы.