Астрономы впервые увидели газопылевые «матрешки»

Международная группа астрономов впервые в деталях различила газопылевой диск вокруг старой, уже проэволюционировавшей звезды — красного гиганта в созвездии Парусов. Кроме того, авторам удалось обнаружить уже внутри первого диска свидетельства существования внутреннего аккреционого диска вокруг звезды-компаньона красного гиганта. Исследование будет опубликовано в журнале Astronomy & Astrophysics (препринт), кратко о нем сообщает пресс-релиз Южной Европейской Обсерватории (ESO).

Авторы исследовали инфракрасное свечение двойной звезды IRAS 08544-4431 с помощью Очень Большого Телескопа-Интерферометра (VLTI). Разрешение прибора, объединяющего световой поток с четырех телескопов, достигает тысячных долей угловых секунд, что соответствует оптическому телескопу с диаметром зеркала 150 километров. Как поясняют астрономы, это равносильно возможности различить размер и форму пятирублевой монеты с расстояния в две тысячи километров.

Ученым удалось определить границы внутреннего и внешнего края диска, окружающего двойную звезду. Они оказались очень близки к теоретически предсказываемым параметрам, что вновь подтверждает правильность существующих моделей. Находка, по словам авторов, напоминает собой протопланетные диски, обнаруживаемые около молодых звезд. Возможность образования второго поколения планет из кольца вокруг двойной звезды еще предстоит определить.

Неожиданной находкой стало указание на дополнительный источник инфракрасного излучения в центре системы. Авторы ассоциируют его с аккреционным диском вблизи молодого компаньона красного гиганта.

Находясь на поздних этапах своей эволюции — на стадии красного гиганта — звезды начинают выбрасывать в окружающее пространство большие количества газов вместе со звездным ветром. Это вещество образует устойчивые газопылевые диски, которые, однако, ранее не наблюдались столь детально. В частности это связано с большой удаленностью потенциальных обладателей таких дисков от Солнца, требующих мощных оптических приборов.

Способность к полету у птиц предсказали по форме яйца