Группа ученых во главе с Эшли Нордслеттен из Каролинского института выяснила, что люди с психическими расстройствами склонны выбирать партнеров с диагнозом подобным своему. Исследование опубликовано в журнале американской медицинской ассоциации JAMA Psychiatry.
В своей работе авторы использовали национальные базы данных, содержащие медицинскую и социальную информацию обо всех жителях Швеции. Исследователи собрали данные за 1973-2009 годы о 700 тысячах больных с одним из следующих диагнозов: шизофрения, биполярное расстройство, аутизм, нервная анорексия, наркотическая зависимость, синдром дефицита внимания и гиперактивности, обсессивно-компульсивное расстройство, большое депрессивное расстройство, социофобия, агорафобия, генерализованное тревожное расстройство.
Затем авторы работы отыскали данные о заключении браков и деторождении, чтобы определить партнеров этих лиц и узнать, имели ли они также психические отклонения. Исследователи рассматривали только гетеросексуальные пары. Для чистоты эксперимента психологи также изучали людей, у которых не диагностировали ни одно из вышеперечисленных заболеваний.
В результате психологи обнаружили корреляцию при выборе партнера с тем же психическим расстройством. Особенно справедливо это оказалось для людей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (коэффициент корреляции 0,45), аутизмом (0,48 для мужчин и 0,45 для женщин), шизофренией (0, 44 для мужчин и 0,40 для женщин) и наркотической зависимостью (0,36 для мужчин и 0,39 для женщин). В целом, больные оказались более склонны выбирать пациентов со схожими психическими отклонениями.
Стоит заметить, что при исследовании людей с такими заболеваниями, как диабет первого и второго типа, болезнь Крона, рассеянный склероз и ревматоидный артрит значительных корреляций обнаружено не было.
Причины подобного поведения, отмечают психологи, сложны и пока что не очень хорошо изучены. Нордслеттен считает, что самое вероятное объяснение — это «ассортативное скрещивание», когда выбор партнера осуществляется на основе общего признака или поведения. Другая версия предполагает то, что в результате постоянного взаимодействия супруги становятся более похожи с течением времени. То есть один из супругов, у которого изначально было заболевание, выступает триггером для развития болезни у другого. «Некоторые обнаруженные ассоциации могли быть вызваны реакцией одного из супругов на состояние партнера и связанным с этим стрессом», — замечает один из исследователей.
Авторы работы считают, что их исследование может найти широкое применение в изучении наследования психических заболеваний. Так, Нордслеттен отмечает, что корреляция при выборе супругов должна учитываться, чтобы избежать потенциальной систематической ошибки в оценках наследуемости (например, при исследовании близнецов).
Не так давно ученым удалось впервые обнаружить молекулярный механизм возникновения шизофрении: риск развития заболевания оказался выше у людей, имеющих определенные варианты гена, который участвует в работе иммунной системы и «созревании» синаптических связей в головном мозге.
Кристина Уласович
Исследователи из Университета Лунда (Швеция) проанализировали эффективность методов сокращения выброса парниковых газов индивидуальными домохозяйствами, которые обычно рекомендуют официальные источники для снижения углеродного следа отдельным человеком. Оказалось, что большинство популярных рекомендаций касательно экологии, представленных в том числе в школьных учебниках, относительно неэффективны. Самыми действенными методами в борьбе с парниковыми газами оказались отказ от автомобиля, авиаперелетов, отказ от мяса и снижение количества детей в семье. Работа опубликована в журнале с открытым доступом Environmental Research Letters.