1 марта 2016 года в Копенгагене объявили лауреатов Европейской премии за исследования мозга имени Грете Лундбек, известной также как The Brain Prize. Ими стали трое британцев: Тим Блисс (Tim Bliss) из Института Фрэнсиса Крика в Лондоне, Грэм Коллингридж (Graham Collingridge) из Университетов Бристоля и Торонто и Ричард Моррис (Richard Morris) из Эдинбургского университета, говорится в пресс-релизе (pdf) оргкомитета премии.
The Brain Prize вручена «за прорывные исследования клеточных и молекулярных механизмов долговременной потенциации и демонстрацию того, что эта форма синаптической пластичности лежит в основе пространственной памяти и обучения».
В нескольких независимых исследованиях, первое из которых опубликовано в 1973 году, будущие лауреаты обнаружили, что повторная электростимуляция нейронов гиппокампа способна усиливать синаптическую передачу между ними практически неопределенно долго. Это явление получило название долговременной потенциации. Последующие работы показали, что именно она обеспечивает процессы усвоения и хранения информации.
«Память лежит в основе человеческого опыта. Лауреаты этого года своими передовыми исследованиями преобразили наше понимание памяти и обучения, а также разрушительных эффектов снижения памяти», — отметил председатель оргкомитета сэр Колин Блэйкмор (Colin Blakemore).
The Brain Prize, которая считается аналогом Нобелевской премии в нейронауках, учреждена Лундбековским европейским фондом исследований мозга. Впервые ее вручили в 2011 году. Размер премии составляет миллион евро. Лауреатом может стать гражданин любой страны, который внес значительный вклад в европейские (в том числе совместные) исследования в области нейронаук.
Олег Лищук
Китайские специалисты занимаются строительством установки, которая будет использоваться для моделирования условий, возникающих при термоядерном взрыве. Как пишет South China Morning Post, новая установка, аналогичная американской Z-машине, будет использоваться для исследований в области высоких энергий и ядерных процессов в интересах китайских военных. Новая установка должна заработать в ближайшие несколько лет.