У мумии XVIII века нашли предрасположенность к раку толстой кишки

Израильские и венгерские ученые обнаружили генетическую предрасположенность к раку толстой и прямой кишки у мумии XVIII века. Это имеет большое значение для понимания взаимосвязи онкологических заболеваний и социально-бытовых факторов. Результаты исследования опубликованы в журнале PLOS ONE.

В 1995 году археологи эксгумировали более 260 тел, захороненных в склепах доминиканской церкви в венгерском городе Вац. Эти склепы использовались с 1731 по 1838 год для погребения представителей среднего класса и духовенства. Благодаря низкой температуре (от 8 до 10 градусов Цельсия), хорошей вентиляции и низкой влажности около 70 процентов останков полностью или частично мумифицировались.

Исследователи из Тель-авивского университета, Еврейского университета Иерусалима в Реховоте и Венгерского музея естественной истории выполнили секвенирование генетического материала из 51 образца мумифицированных тканей. В частности, их интересовали мутации гена аденоматозного полипоза толстой кишки (APC), предрасполагающие к раку этого отдела пищеварительного тракта.

У одной из мумий ученые обнаружили мутацию E1317Q гена АРС, которая связана с повышенной заболеваемостью колоректальным раком у современных людей. К известным факторам риска этих опухолей относятся ожирение, недостаток физической активности, диета, богатая переработанным мясом, чрезмерное употребление алкоголя и длительное курение, которые практически отсутствовали в Венгрии XVIII века.

До сих пор было неизвестно, связана ли мутация E1317Q с современными социально-бытовыми условиями, или существовала до них. Обнаружение ее у венгерской мумии дало однозначный ответ на этот вопрос. Исследователи отмечают, что дальнейшее изучение архаичной ДНК должно дополнить картину исторической эпидемиологии рака.

Рак толстой и прямой кишки — третье по распространенности злокачественное новообразование в мире, составляющее около 10 процентов случаев всех онкологических заболеваний. В 2012 году (последнем с доступной глобальной статистикой на данный момент) в мире было зарегистрировано примерно 1,4 миллиона новых случаев этого заболевания и 694 тысячи смертей от него.