Словенская авиастроительная компания Pipistrel приступила к испытанию гибридного силового агрегата для небольших частных самолетов, пишет Aviation Week. Испытания двигателя и трансмиссии, разработанных немецкой компанией Siemens в рамках проектах Hypstair, проводятся на специальном наземном стенде, имитирующем небольшой четырехместный самолет.
Мощность испытываемого гибридного силового агрегата составляет 200 киловатт, или около 270 лошадиных сил. По этому показателю установка сопоставима с современными поршневыми двигателями для малой авиации. В состав агрегата входит электромотор, способный выдавать мощность в 200 киловатт во взлетном режиме и 150 киловатт в режиме крейсерского полета.
В состав установки также включен генератор мощностью сто киловатт, приводимый от небольшого турбостабилизированного поршневого двигателя. Такой двигатель практически независимо от нагрузки на генератор способен поддерживать стабильные обороты. Благодаря этому во время полета не происходит бросков напряжения, выдаваемого генератором.
Наконец, гибридный силовой агрегат включает в себя аккумуляторные батареи, выдерживающие большие токи разряда. В конструкцию также входят четыре инвертора и контроллеры, отвечающие за управление связкой поршневой двигатель — генератор — батареи. Электродвигатель установки приводит пятилопастной воздушный винт, спроектированный для эффективной отдачи на малых оборотах.
Управление установкой производится при помощи единственной рукояти с тактильной обратной связью. В такой рукояти скачкообразное или подрагивающееся перемещение сообщает летчику о статусе батарей — процессе зарядки или разрядки. Силовой агрегат укомплектован и информационным дисплеем, на который выводится информация о режиме работы электромотора и состоянии батарей.
Наконец, вся система в целом поддерживает режим виртуального полета, когда летчик, используя ноутбук со специальной программой, может рассчитать энергозатраты для каждого участка маршрута еще до вылета. При расчете используются данные о параметрах предстоящего полета и погоде по маршруту. Масса всего силового агрегата без винта составляет 280 килограммов, включая батареи массой сто килограммов.
Во время первых испытаний силового агрегата он работал в трех режимах: только от батарей, только от генератора и в гибридном. В ближайшее время во время наземных испытаний новая гибридная установка пройдет проверки на работоспособность в различных режимах. По оценке Pipistrel и Siemens новая установка может быть смонтирована на уже существующие самолеты вместо поршневых двигателей.
При этом не потребуется демонтаж и разборка
Инженеры GE Aerospace Research разработали мягкого робота Sensiworm для обследования технического состояния авиационных двигателей. Робот способен ползать подобно гусенице по вертикальным поверхностям и даже потолку, передавая оператору видеоизображение в реальном времени. С помощью Sensiworm технические специалисты смогут оценивать текущее состояние авиамоторов без необходимости их демонтажа с самолета, сообщает New Atlas. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Современные турбовентиляторные двигатели требуют регулярного обслуживания. Они состоят из огромного количества деталей, тщательно изучить состояние которых без снятия двигателя с самолета даже с помощью эндоскпов (бороскопов) порой невозможно. При этом демонтаж мотора и его последующая разборка занимают много времени, в течение которого самолет простаивает на земле. Поэтому инженеры давно работают над альтернативными способами обследования авиадвигателей изнутри без их демонтажа. Одна из таких разработок принадлежит инженерам исследовательского отдела компании General Electric GE Aerospace Research, которые совместно с сотрудниками Университета Бингемтона разработали мягкого робота Sensiworm (Soft ElectroNics Skin-Innervated Robotic Worm) для обследования технического состояния авиационных двигателей изнутри. Вытянутый корпус Sensiworm состоит из мягкого полимерного материала, который способен растягиваться и сокращаться с помощью источника давления. Способ передвижения Sensiworm напоминает движения гусеницы пяденицы. Робот может передвигаться не только по горизонтальным и вертикальным поверхностям, но также и по потолку. Для этого он использует две присоски, расположенные в передней и задней части корпуса. Таким образом Sensiworm может добраться до труднодоступных мест внутри двигателя, включая лопатки компрессоров и турбин. https://www.youtube.com/watch?v=_Mks06p0KVo Внутри автономной версии Sensiworm, помимо собственных источников питания, давления и бортового компьютера, находится камера с источником света, а также другие сенсоры, необходимые сервисным специалистам. Робот может автоматически обнаруживать и обходить препятствия (технических деталей того, как это происходит, разработчики пока не сообщают). По словам создателей Sensiworm, робот должен выполнять роль дополнительных глаз и ушей, исследуя внутренности авиадвигателей на предмет неисправностей, коррозии и повреждения теплоизоляционного покрытия. Разработчики считают, что в будущем он сможет не только передавать изображение интересующих участков в реальном времени, выполняя роль продвинутого варианта бороскопа, но и сможет производить мелкий ремонт. Внутренней инспекции требуют не только такие сложные устройства как авиадвигатели, но даже трубопроводы. Китайские инженеры разработали миниатюрного робота для инспекции внутреннего состояния трубопроводов диаметром меньше сантиметра. Робот состоит из цилиндрических модулей, приводимых в движение актуаторами на основе диэлектрических эластомеров.