Британская компания Cella разработала и испытала водородный беспилотный летательный аппарат с «твердыми» топливными ячейками. Как пишет New Scientis, аппарат, построенный по самолетной схеме, во время первого полета провел в воздухе десять минут, поднявшись на высоту 80 метров. Продолжительность полета была специально ограничена разработчиками.
Беспилотник компании Cella имеет сто «твердых» топливных элементов, упакованных в единый нагреваемый картридж. При нагреве эти элементы начинают устойчиво выделять водород, который при реакции с кислородом и позволяет вырабатывать электричество для двигателя. По данным Cella, одного картриджа достаточно, чтобы беспилотник смог находиться в воздухе до двух часов.
Испытанный беспилотник является лишь демонстратором технологий, на котором отрабатываются технологии производства новых топливных ячеек. В британской компании надеются, что их водородные топливные элементы можно будет использовать в «более электрических» и электрических самолетах.
В конце августа 2015 года Объединенная авиастроительная корпорация совместно с Институтом проблем химической физики и Центральным институтом авиационного моторостроения имени Баранова объявили о создании нескольких прототипов беспилотников, работающих на водородных топливных элементах. Элементы являются водородно-воздушными. Беспилотники могут находиться в воздухе до 40 часов.
По словам директора Института проблем химической физики академика Сергея Алдошина, разработанные консорциумом предприятий топливные элементы в перспективе смогут работать в условиях Крайнего Севера. Средний срок их службы составляет около пяти тысяч часов. Полупромышленный выпуск топливных элементов уже налажен.
Работы по созданию новых топливных элементов, установленных на прототипы беспилотников, проводятся в рамках концепции «более электрического самолета». В нем по сравнению с обычным самолетом большее количество бортовых систем и агрегатов переведено на электропитание, включая приводы выпуска шасси и сами шасси.
Между тем, в начале февраля 2016 года британская компания easyJet заявила о намерении до конца года провести испытания авиационной системы электроснабжения на водородных топливных элементах. Речь идет о прототипе, мощности которого будет недостаточно для полного обеспечения потребности самолетного бортового оборудования в электроэнергии.
Он оказался точнее и эффективнее предыдущих версий
Американские ученые разработали тонкопленочный охладитель, с помощью которого люди с протезами руки могут чувствовать температуру предметов. С помощью полупроводников и сверхрешеток он охлаждается в участках культи, которые воспринимают механические и термические ощущения, что вызывает соответствующие ощущения в фантомной руке. По сравнению с предыдущими термоэлектрическими устройствами эта разработка меньше весит и точнее передает информацию о температуре. Разработка описана в статье журнала Nature Biomedical Engineering. Ученые и биоинженеры разрабатывают все больше интерфейсов, которые позволяют с помощью стимуляции нервов в культе передавать ощущения при использовании протезов, включая давление, вибрацию и боль. Однако пока нет заметных успехов в разработке устройств для ощущения температуры в протезе — все существующие разработки неудобны для повседневного использования из-за большого веса и неэффективного энергопотребления. Генерация реалистичных и информативных тепловых сигналов в протезах позволила бы получать мультимодальную сенсорную информации об окружающей среде в режиме реального времени. Например, определять, температуру напитка, реагировать на горячие предметы или ощущать тепло личного прикосновения. Люк Осборн (Luke Osborn) с коллегами из Университета Джонса Хопкинса выдвинули гипотезу, что технологию тонкопленочного термоэлектрического охлаждения (TFTEC) можно использовать для передачи сигнала с протеза на конкретные рецепторные участки на культе, чтобы создавать полноценное ощущение температуры в фантомной руке. Для этого они разработали неинвазивный термоневральный интерфейс — между термическими стимулами и кожными рецепторами — с использованием устройства TFTEC. В этом устройстве использовались монокристаллические материалы и иерархические сверхрешетки, что придает ему высокую рабочую мощность, плотность охлаждения и, как следствие, быструю и энергоэффективную стимуляцию. Устройство толщиной 1,2 миллиметра и массой 0,05 грамма способно снижать температуру на 10-20 градусов Цельсия за три секунды и удерживать этот температурный градиент в течение длительного времени. В лабораторных условиях эти показатели были значительно лучше, чем у предыдущих, объемных, версий термоэлектрических интерфейсов. Поскольку после ампутации нервы культи могут «иннервировать» фантомную конечность, ученые определили у четырех человек с ампутированной рукой участки культи, которые при механической или термической стимуляции вызывали ощущения прикосновения и температуры в фантомной руке. Устройство TFTEC поместили на кожу четырех участников с ампутацией, чтобы восстановить ощущение температуры в фантомной руке. Все участники ощущали охлаждение c экспериментальным устройством, с контрольным термоэлектрическим устройством эффект почувствовали только два участника. Кроме того, участники быстрее и интенсивнее воспринимали холодовые ощущения на культе и в фантомной руке по сравнению со стандартным объемным устройством. Аналогичные результаты показал эксперимент со здоровыми добровольцами, которые касались устройства указательным пальцем. В другом эксперименте участники управляли виртуальным модульным протезом руки, чтобы прикоснуться к виртуальным объектам и определить холодный. Во всех тестах устройство TFTEC помогало людям быстрее и точнее справиться с заданием по сравнению с классическими устройствами. Наделять протез ощущениями важно, чтобы человек без конечности мог нормально адаптироваться к нему и жизни с ним. Например, недавно мы рассказывали, что тактильная стимуляция облегчила управление протезом руки.