Внимание и память связали с временами года

Исследователи из Бельгии и Великобритании обнаружили, что внимание и кратковременная память — необходимые составляющие усвоения и обработки новой информации — зависят от времени года. Причем их максимумы и минимумы не совпадают друг с другом, пишут ученые в Proceedings of the National Academy of Sciences.

Сотрудники Льежского и Суррейского университетов пригласили для участия в исследовании 28 здоровых добровольцев (средний возраст — 21 год, половина участников — женщины). В период с мая 2010 года по октябрь 2011 года их четырежды задействовали в экспериментах продолжительностью 4,5 дня. Чтобы исключить действие дневных циклов мозговой активности, в течение этого времени все добровольцы находились в полной изоляции от окружающего мира и не получали информации о времени суток, погоде и т.п.

Перед активной фазой исследования их лишали сна на 42 часа и давали выспаться в течение 12 часов. Через час после пробуждения добровольцев помещали в функциональный магнитно-резонансный томограф (прибор, регистрирующий активацию различных участков мозга в реальном времени) и предлагали выполнить стандартные тесты на концентрацию внимания и хранение, обновление и сравнение информации в рабочей памяти.

Оказалось, что активность мозга при выполнении этих заданий подвержена выраженным сезонным колебаниям. Наилучшая способность устойчиво концентрировать внимание наблюдалась ближе к летнему солнцестоянию в июне, а наименьшая — к зимнему в декабре. В отличие от внимания, кратковременная память лучше всего выполняла свои функции во время осеннего равноденствия, а хуже всего — во время весеннего. Такие изменения мозговой активности происходят постепенно и в повседневной жизни незаметны, однако в масштабе года закономерность прослеживается четко.

Какие механизмы вовлечены в годичную регуляцию мозговой активности, и каково их эволюционное предназначение, пока не выяснено. Также неизвестно, как сезоны или их отсутствие влияют на работу мозга жителей других широт (эксперименты проводились в Льеже).

Ранее сотрудники японского Института мозга RIKEN в исследовании на мышах показали, что мозг способен определять время года с помощью двух парадоксальных явлений — противофазы в работе суточных «биологических часов» и смены тормозного действия нейромедиатора гамма-аминомасляной кислоты на возбуждающее.