Шведско-российского трансплантолога уволят из института

Каролинский институт в Стокгольме не продлит контракт с хирургом Паоло Маккиарини (Paolo Macchiarini), известного экспериментальными операциями по пересадке искусственных трахей. 30 ноября 2016 года его работа в институте закончится, говорится в заявлении вуза.

Как сообщает Science, подобное решение было принято вскоре после трансляции на шведском канале SVT трехсерийного документального фильма о хирурге. В нем утверждалось, что Маккиарини не предоставлял пациентам достаточной информации о риске экспериментального вмешательства. Также в фильме говорилось, что большинство пациентов умерли, в том числе женщина из Краснодара, которая до операции «серьезно не болела». Хирург назвал этот фильм «грубым искажением фактов» и отказался давать дальнейшие комментарии.

Представитель института Клаэс Кейсу (Claes Keisu) заявил, что работа Маккиарини в Краснодаре нанесла ущерб репутации вуза и общественному доверию к нему. Дополнительной причиной увольнения стали нестыковки в резюме специалиста.

В период с 2011 по 2014 годы Маккиарини провел восемь операций по вживлению искусственных трахей, выращенных из клеток пациента на бесклеточном донорском или синтетическом каркасе. Четыре операции были сделаны в Краснодаре, три — в Стокгольме и одна — в США. Пять пациентов впоследствии умерли.

Изучив использованные хирургом технологии, коллеги обвинили его в искажении результатов исследований и нарушениях медицинской этики, однако в апреле 2015 года совет по этическим вопросам Каролинского института на основании проведенного расследования снял эти обвинения.

Ученые из университета Эмори (Атланта, США) показали, что индол – вещество, вырабатываемое кишечными бактериями – улучшает функциональные показатели у старых животных и, таким образом, обеспечивает более здоровую старость, при этом не влияя на максимальную продолжительность жизни. Эффект воспроизвели на нематодах, мушках-дрозофилах и мышах. Кроме того, индол увеличил сопротивляемость стрессу и выживаемость после облучения у молодых мышей. Исследователи предполагают, что их открытие в перспективе поможет улучшить качество жизни пожилых людей и сократить расходы на здравоохранение. Статья опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.