Осьминоги оказались способны угрожать друг другу цветом

Международная группа ученых из Австралии и Америки изучили поведение осьминогов и выяснили, какую роль играет смена цвета тела и жесты щупальцами в общении животных друг с другом. В частности, оказалось, что осьминоги используют смену цвета тела при внутривидовых конфликтах. Исследование опубликовано в Current Biology.

Авторы работы записали в заливе Джервис у юго-западного побережья Австралии более 50 часов видео, на котором осьминоги вида Octopus tetricus взаимодействуют друг с другом. Из записанного материала ученые выделили 186 случаев взаимодействия осьминогов друг с другом, среди которых только 22 случая были связаны с брачным поведением.

Оказалось, что в конфликтных ситуациях осьминоги заранее обозначают свои намерения при помощи цвета и позы. Демонстрация мантии и более темный цвет свидетельствует о готовности осьминога к активному противостоянию, в то время как бледный цвет показывает нежелание животного вступать в драку. При этом «агрессор» в большинстве случаев учитывает желание второго осьминога избежать конфликта.

В случаях, когда второй осьминог тоже темнеет, вероятность физического конфликта существенно повышается. В наблюдаемых ситуациях осьминоги похожих цветов начинали захватывать друг друга щупальцами в 77 процентах случаев. Если один из осьминогов был существенно бледнее другого, захват щупальцами происходил 23 процентах случаев.

Как отмечают исследователи, в основном осьминоги предпочитают не вступать в физический контакт. Из 512 зарегистрированных активных действий захватами были только 152. Самым распространенным активным движением при взаимодействии этих животных друг с другом оказалось вытягивание щупальца в сторону другого осьминога без физического контакта. Захваты и прикосновения щупальцами происходят существенно реже даже в конфликтных ситуациях — большинство из них решается демонстрацией силы.

В некоторых наблюдаемых случаях в одном месте собиралось сразу несколько осьминогов, однако все они не демонстрировали агрессивного поведения и не нападали друг на друга, несмотря на то, что осьминог считается территориальным животным с одиночным образом жизни. Авторы предполагают, что именно сигнальная система цвета тела помогает в таких случаях животным избегать прямой драки с другими представителями своего вида.

Принято считать, что осьминоги используют меняющийся цвет тела в основном для камуфляжа при охоте или уходе от преследования. Новое исследование указывает также на то, что цвет тела активно используется осьминогами для внутривидового общения.