Лазер поможет беспилотникам отправлять разведданные

Беспилотные летательные аппараты, самолеты и корабли в ближайшем будущем смогут передавать информацию через спутники при помощи лазерного луча. Как пишет Defense News, 27 января 2016 года запланирован запуск на орбиту европейского спутника Eutelsat 9B, оснащенного лазерным терминалом передачи данных EDRS-A. В реализации этого проекта участвуют Европейское космическое агентство и компания Airbus Defence & Space.

Запуск спутника будет произведен при помощи ракеты носителя «Протон» с космодрома Байконур. Как скоро после выхода спутника на орбиту начнется обмен данными при помощи лазера, пока неизвестно. По данным Airbus Defence & Space, лазерный терминал на спутнике позволяет передавать данные на скорости 1,8 гигабита в секунду (225 мегабайт в секунду), а его суточная пропускная способность составляет около 50 терабайт. Эти показатели соответствуют режиму реального времени.

На разработку системы Евросоюз выделил почти полмиллиарда евро. В рамках проекта разработчики провели испытания опытных образцов терминалов на двух обзорных спутниках Sentinel. С ними устанавливались одновременно 180 соединений, использующих лазерную технологию передачи данных. Летом прошлого года. Airbus испытала многофункциональный транспорт-заправщик A330MRTT с бортовой лазерной системой передачи данных. Испытания проводились в интересах европейских военных.

Масса спутникового терминала составляет около 50 килограммов. Система для самолетов и беспилотников будет весить около 15 килограммов. После выхода терминала EDRS-A на штатный режим работы на орбиту будет выведен еще один терминал — EDRS-C. Он будет станет резервным на случай, если откажет основной.

В ноябре 2014 года Европейское космическое агентство сообщило о том, что ему впервые удалось с помощью лазерной связи переслать на Землю со спутника Sentinel-1 на околоземной орбите изображение. Скорость передачи данных составила 0,6 гигабита в секунду. Расстояние между узлами передачи данных составило около 45 тысяч километров.

Турецкий реактивный учебный самолет пойдет в серию