Потребность в антибиотиках при простуде определят по анализу крови

Американские исследователи разработали методику, которая позволяет различить вирусные и бактериальные острые респираторные инфекции (ОРИ) по анализу крови, а значит, четко определить, в каких случаях необходимо назначение антибиотиков. Отчет об их работе опубликован в журнале Science Translational Medicine.

Сотрудники Университета Дьюка в Дареме собрали образцы крови у 273 пациентов с острыми респираторными инфекциями и неинфекционными заболеваниями, а также у 44 здоровых людей, вошедших в контрольную группу. В этих образцах исследовали изменения экспрессии генов человека в ответ на заболевание с помощью микрочипов. Генные профили сопоставляли с клиническими данными.

Статистическая обработка полученных данных методом логистической регрессии позволила вывить для каждого типа заболеваний характерный набор изменений в экспрессии генов, который получил название «генного отпечатка», или классификатора. С помощью этих «отпечатков» удалось различить бактериальные и вирусные ОРИ и неинфекционные респираторные заболевания у пациентов, информация о которых содержится в открытых базах данных.

Общая точность диагностики составила 87 процентов, что превышает показатели ранее предложенных методик, например, анализа крови на прокальцитонин (точность 78 процентов) и другие генные классификаторы (точность от 78 до 83 процентов).

По мнению исследователей, выявленные ими «генные отпечатки» могут послужить основой для разработки экспресс-анализа этиологии респираторных инфекций. Такой анализ позволил бы врачам четко определять показания к назначению антибиотиков, которые предназначены для борьбы с бактериальными инфекциями и совершенно бесполезны при вирусных. В настоящее время антибиотики применяются при респираторных инфекциях чрезмерно, что вызывает нежелательные побочные эффекты у пациентов и способствует развитию устойчивости бактерий к лекарственным препаратам (антибиотикорезистентность бактерий является одной из основных проблем современного здравоохранения).

«В настоящее время нет достаточно эффективных и точных методик для различения бактериальных и вирусных инфекций. Около трех четвертей пациентов [с респираторными инфекциями] в ходе лечения получают антибиотики, хотя фактически у большинства из них заболевание вызвано вирусом. Избыточное использование антибиотиков представляет риск и для пациента, и для общественного здоровья», — пояснил один из авторов исследования Эфраим Цалик (Ephraim Tsalik).

Понимание работы СМИ снизило склонность к теориям заговора