Микроорганизмы обвинили в потеплении пустынь

Исследователи из университета штата Аризона выяснили, что сообщества почвенных микроорганизмов могут значительно увеличивать температуру в пустыне за счет того, что делают почву более темной. Работа ученых была опубликована в журнале Nature Communications.

В исследовании идет речь об особом типе сообществ почвенных микроорганизмов — biological soil crusts. В них входят цианобактерии, микроскопические грибы, эукариотические одноклеточные водоросли и лишайники — в различных пропорциях. Встречаются такие сообщества на пустынных или покрытых редкой растительностью поверхностях.

Решающую роль в них играют цианобактерии, которые, защищаясь от вредоносных ультрафиолетовых лучей солнца пустыни, производят и откладывают большое количество солнцезащитного вещества, чем они вызывают затемнение почвы. Из-за этого изменяется отражательная способность поверхности пустыни и температура почвы может повышаться почти на 10 градусов Цельсия.

По оценкам ученых, почвенные сообщества покрывают около 20 процентов поверхности суши и производят почти 15 миллионов тонн микробного солнцезащитного вещества, скитонемина. Это делает их важными участниками глобального потепления, так как повышение температуры на 10 градусов не может пройти бесследно.

Найден способ передачи информации с помощью поворота молекул

Из молекул, способных при адсорбции на поверхность принимать несколько возможных ориентаций, можно создавать двумерные массивы, в которых состояние соседних молекул оказывается связанным. Ученые из Китая предложили использовать такие массивы для передачи информации между отдельными молекулами. Результаты исследования опубликованы в Nature Nanotechnology.