Двигаясь с закрытыми глазами, люди неизменно уходят в сторону от прямой линии. Куда именно и как сильно отклонится их траектория, зависит не от асимметрии тела, а от нейрофизиологических особенностей мозга и его текущего состояния. Как показало новое исследование британских ученых, повышенная тревожность заставляет сильнее разворачиваться влево. О результатах работы авторы сообщают в журнале Cognition, также о ней рассказывает пресс-релиз Кентского университета.
Внимание – ключевая способность мозга, позволяющая ему эффективно выбирать, воспринимать и реагировать лишь на важные сигналы окружающей среды. Разумеется, что по пространству оно распределяется неравномерно, и разнообразные тесты и наблюдения позволяют установить его «отклонение» вправо или влево относительно центральной линии, показывая, что оно определяется и личными особенностями человека, и его текущим психофизиологическим состоянием. Например, записи пенальти Чемпионата мира по футболу FIFA демонстрируют, что вратари, пытаясь предугадать направление удара, чаще склонны бросаться влево, чем вправо, если их команда отстает в счете. Жители мегаполисов, существующие в обстановке постоянного стресса и тревоги, также показывают более выраженное отклонение влево в сравнении с людьми, живущими в сельской местности.
Эти и многие другие работы связывают отклонение внимания с предложенной Джеффри Греем еще в начале 1970-х биопсихологической концепции личности. В рамках этой теории поведение и характер объясняются противоборством-взаимодействием двух сложных нейрофизиологических систем – системы поведенческой активации (Behavioral Activation System, BAS) и ингибирования (Behavioral Inhibition System, BIS). BAS можно описать как «систему открытости», готовности гнаться за наградой и получать ее, а BIS – как «систему избегания», позволяющую лучше встречать опасности и негативные воздействия. Существующие тесты позволяют численно оценить уровень текущей активации BIS и BAS.
Конкретные физиологические механизмы и структуры, лежащие в основе их работы, пока не выяснены, хотя деятельность BAS принято связывать с катехоламинергическими и дофаминергическими путями (в том числе с т.н. «системой внутреннего вознаграждения»), а BIS – с моноаминергическими. Нейроны этих путей распределены в мозге и его структурах несимметрично, что и может определять различие в их воздействии на отклонение центра внимания – и траектории движения. «Центр тяжести» BIS, как считается, расположен в правом полушарии, и показано, что повышенная активность этой системы повышает отклонение влево (как у вратарей, вынужденных отражать пенальти в условиях особенно повышенной тревожности от возможного проигрыша). А вот вопрос и о локализации BAS, и о степени ее влияния на отклонение пока остается менее исследованным.
Эту тему раскрыли психологи Кентского университета, работающие под руководством Марио Вейка (Mario Weick). В ходе экспериментов добровольцам требовалось с завязанными глазами двигаться вперед, стараясь идти точно прямо и добраться до цели, расположенной в 6 м от старта. За траекторией движения ученые следили с помощью системы Motion Capture. В общей сложности было записано 1555 таких попыток, за которые 78 подопытных прошли в сумме почти 8,4 км. Лишь 16 раз им удалось дойти точно до цели, в 918 случаях было отмечено отклонение влево от нее, в 621 – вправо. Интересно, что семь подопытных неизменно отклонялись сильно влево, и лишь один (видимо, особенно самоуверенный) всегда демонстрировал «правый уклон». Кроме того, ученые оценивали активность их BIS и BAS с помощью стандартных тестов.
В результате было подтверждено, что чем выше активность BIS – тем более выражено отклонение влево. Однако авторам удалось выяснить и влияние BAS, которое стимулировало отклонение вправо, но только при условии сравнительно низкой активности BIS. «Другими словами, BIS модулирует влияние BAS на отклонение при ориентировании», – пишут ученые. Система, связанная с тревожностью, оказывает на него более глубокое влияние, независимое от системы, связанной с поиском и получением вознаграждения – и новая работа, как считают ее авторы, поможет лучше понять латерализацию обеих систем в мозге, а в результате – и раскрыть их физиологические основы.
Роман Фишман
Китайские специалисты занимаются строительством установки, которая будет использоваться для моделирования условий, возникающих при термоядерном взрыве. Как пишет South China Morning Post, новая установка, аналогичная американской Z-машине, будет использоваться для исследований в области высоких энергий и ядерных процессов в интересах китайских военных. Новая установка должна заработать в ближайшие несколько лет.