Исследовательскому коллективу из России, Австралии и Нидерландов удалось повысить разрешающую способность магнитно-резонансного томографа. В этом ученым помогло использование метаматериалов, говорится в публикации в журнале Advanced Materials.
Сотрудники Университета ИТМО, Австралийского национального университета, Физико-технического института имени Иоффе, университетского медицинского центра Утрехта в Нидерландах и Института экспериментальной медицины РАМН предложили дополнить конструкцию томографа подложкой из погруженного в воду метаматериала — имеющих регулярную структуру ультратонких металлических резонаторов.
Такая подложка способна контролируемо перераспределять радиочастотное электромагнитное поле томографа на субволновом уровне. Резонансное взаимодействие сигнала томографа с электромагнитными режимами метаматериала позволило резко повысить качество сигнала без увеличения индукции поля. При этом соотношение сигнал/шум увеличилось более чем вдвое.
В практическом отношении это повышает разрешающую способность МРТ и сокращает время исследования. Кроме того, использование метаматериала позволило добиться высокого качества изображения на низкопольном сканере (1,5 Тесла) и избежать нагревания тканей пациента электромагнитным полем. Такое нагревание ограничивает применение современных высокопольных (3 Тесла) и ультравысокопольных (до 7 Тесла) томографов, в которых увеличение разрешения достигается повышением интенсивности поля.
Исследователи подчеркивают, что предложенная ими модификация не требует вмешательства в аппаратную часть прибора, а является, по сути, функциональной приставкой, совместимой с любым существующим томографом. Ее применение может улучшить характеристики низкопольных сканеров, приблизив их возможности к высокопольным устройствам. Метаматериал можно использовать не только в виде подложки, но и изготавливая из него специальную одежду для пациента.
«Наш метод получения изображений тканей пациента с лучшей детализацией при МРТ-сканировании позволит более четко локализовать и изучить, к примеру, опухолевые заболевания. По снимкам, полученным при помощи томографии, хирург определяет "рисунок опухоли", который впоследствии послужит "трафаретом" для его скальпеля во время операции», — пишет один из исследователей Юрий Кившарь в пришедшем в редакцию N+1 пресс-релизе.
Метаматериалами называются композиты, свойства которых обусловлены не только химическим составом составляющих элементов, но и их регулярной структурой. За счет этого они по-особому взаимодействуют с электромагнитными волнами, проявляя свойства, труднодостижимые другими способами.
Олег Лищук
Его система управления автоматически находит оптимальные точки в воздушных потоках
Инженеры разработали алгоритм управления для беспилотников самолетного типа, который позволяет парить на восходящих воздушных потоках, расходуя в 150 раз меньше энергии, чем при активном полете с работающим двигателем. Алгоритм отслеживает и подстраивается под непрерывно изменяющиеся воздушные потоки, сохраняя высоту. Препринт доступен на arXiv.org. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Беспилотники самолетного типа более энергоэффективны, чем мультикоптеры. Благодаря крыльям они способны преодолевать большие дистанции и могут гораздо дольше находиться в воздухе. Причем эти параметры могут быть увеличены за счет парения — планирующего полета, в котором аппарат использует восходящие воздушные потоки для удержания в воздухе без использования тяги двигателей, аналогично тому, как это делают некоторые птицы. Группа инженеров под руководством Гвидо де Круна (Guido de Croon) из Делфтского технического университета разработала систему управления, которая позволяет беспилотникам самолетного типа без какой-либо предварительной информации о поле ветра самостоятельно находить оптимальные точки в восходящих воздушных потоках и использовать их для длительного парения с минимальным расходом энергии. В системе управления вместо обычного ПИД-регулятора используется метод инкрементальной нелинейной динамической инверсии, контролирующий угловое ускорение, подстраивая его под желаемые значения. Система управления может без изменения настроек работать и в режиме парения, и при полете с включенным двигателем во время поиска новых оптимальных точек в воздушных потоках или для компенсации резких порывов ветра. Для поиска оптимальных точек в поле ветра, в которых скорость снижения полностью компенсируется восходящим потоком воздуха, применяется алгоритм имитации отжига. Он случайно выбирает направления в пространстве пытаясь найти такую точку, в которой беспилотник может устойчиво лететь с минимально возможной тягой двигателя. Для тестов инженеры построили 3D-печатный прототип на основе модели радиоуправляемого самолета Eclipson model C. Он имеет размах крыла 1100 миллиметров и массу 716 грамм вместе с аккумуляторной батареей. В качестве полетного контроллера применяется Pixhawk 4. Помимо установленного под крылом и откалиброванного в аэродинамической трубе сенсора скорости, беспилотник имеет GPS-модуль для отслеживания положения во время полетов на открытом воздухе. В помещении применяется оптическая система Optitrack. Испытания проводились в аэродинамической трубе, возле которой установили наклонную рампу, для создания восходящего воздушного потока. Прототип запускали в воздушном потоке сначала на ручном управлении, после чего включали автопилот. Разработчики провели эксперименты двух типов. В первом они постепенно изменяли скорость воздушного потока от 8,5 до 9,8 метров в секунду при фиксированном угле наклона рампы. Во втором эксперименте скорость воздушного потока оставалась неизменной, зато менялся угол установки подиума. В обоих случаях алгоритм системы управления быстро находил в поле ветра точки, в которых мог поддерживать планирующий полет в течение более чем 25 минут, лишь изредка задействуя тягу двигателя в среднем лишь на 0,25 процента от максимальной, хотя при таких значениях воздушного потока для поддержания обычного полета требуется около 38 процентов. При изменении поля ветра из-за изменившегося угла наклона рампы или скорости воздушного потока алгоритм успешно находил и удерживал новое положение равновесия. В будущем инженеры планируют провести испытания на открытом воздухе. https://www.youtube.com/watch?v=b_YLoinHepo Американские инженеры и планетологи предложили использовать планер, способный длительное время держаться в воздухе за счет восходящих потоков и термиков, для изучения каньонов Марса. Предполагается, что такие аппараты с надувными разворачиваемыми крыльями могут стартовать с аэростата или дирижабля и затем планировать в атмосфере Марса от 20 минут до суток.