Астрономы нашли пять гигантских собратьев Эты Киля

Астрономы из Университета Огайо и Центра космических полетов Годдарда впервые обнаружили кандидатов в близнецы звездной системы Эта Киля. Как и оригинальная система, пять обнаруженных сверхмассивных звезд могут эпизодически выбрасывать в пространство огромные количества вещества. Исследование опубликовано в журнале The Astrophysical Journal Letters, кратко с ним можно ознакомиться на официальном сайте космического телескопа «Хаббл».

Для поиска звезд типа Эты Киля в других галактиках ученые сформулировали требования к спектру близнецов — своеобразные «отпечатки пальцев», указывающие на родство. В частности, это наличие сильного излучения, с длинами волн от 3 до 24 микрометров, испускаемого окружающими звезду облаками газа и пыли. Данные в этой области спектра были собраны с помощью телескопа «Спитцер». Кроме того, в видимом диапазоне звезды должны казаться тусклее, из-за затенения звезды теми же самыми облаками — эти данные были получены «Хабблом».

Ученые вели поиск на протяжении нескольких лет. Первые семь исследованных галактик не содержали признаков двойников Эты Киля, однако впоследствии кандидаты все же были обнаружены. Две подобных звезды могут существовать в галактике М83 (Южная Вертушка, созвездие Гидры), и еще по одной в NGC 6946 (Фейерверк, Лебедь), M101 (Вертушка, Большая Медведица) и M51 (Водоворот, Гончие Псы). Вокруг каждой из них, предположительно, существуют облака теплого (400-600 кельвинов) газа, суммарной массой около 5-10 масс Солнца.

Эта Киля — редкая звездная система, единственная в нашей Галактике. Согласно исследованиям, она состоит из как минимум двух звезд, одна из которых в 90 раз массивнее Солнца. Ее светимость менялась за время наблюдений, а в середине XIX из нее произошел мощный выброс вещества — порядка 10 масс Солнца. Сейчас этот выброс сформировал туманность, известную как Гомункул. Для поиска механизма и причин произошедшего ученые стремятся найти ее аналоги. Авторы исследования надеются, что детально исследовать кандидатов в близнецы Эты Киля поможет космический телескоп «Джеймс Уэбб», который будет запущен в 2018 году.

Американские военные проведут эксперименты по очистке космоса от ядерного загрязнения