Мелкие хамелеоны оказались мощнее крупных

Биолог Кристофер Андерсон из Брауновского университета, США, при помощи скоростной камеры заснял, как хамелеоны разных размеров атакуют жертву, а также измерил пиковое ускорение, с которым животные «выстреливают» свой язык. Рекордсменами оказались самые маленькие хамелеоны: при длине тела около четырех сантиметров они оказались способны выплевывать язык с ускорением до 264 g. Исследование опубликовано в Scientific Reports.
Андерсон изучал, как охотятся 55 особей хамелеонов 20 различных видов. Длина тела наблюдаемых хамелеонов составляла от четырех до двадцати сантиметров. Хамелеону предлагали сверчка, а затем на скоростную камеру записывали момент атаки. Отследив положение языка в каждый момент времени, ученый рассчитал пиковые скорость и ускорение, а также мощность, которую развивали животные.

Оказалось, что чем мельче был хамелеон, тем большее ускорение он мог придать языку. При этом максимальная скорость не зависела от размера животного. Автор объясняет результаты тем, что у маленьких хамелеонов аппарат, отвечающий за «выстрел» языка, имеет больший относительный размер, чем у крупных животных.

Огромная скорость, с которой хамелеоны выстреливают язык, достигаются за счет необычного строения мышц. Возле крепления языка во рту у хамелеонов находятся небольшие коллагеновые образования, играющие роль пружинок. Благодаря их упругости скорость вылета языка превышает более чем в три раза ту скорость, с которой могут сокращаться мышцы.

Автор исследования отметчает, что в животном мире наблюдается общая тенденция, согласно которой представители мелких видов могут развить большие ускорения (и мощности), чем их крупные сородичи. Например, хорошо известно, что насекомые из надсемейства Fulgoroidea могут прыгать с ускорением до 719 g, а рак-богомол (Mantis shrimp) при атаке развивает более 10000 g.

Тарас Молотилин