Американские ученые оценили вклад мелких морских частиц в образование «облачного льда». Работа, объединяющая исследователей из нескольких организаций, опубликована в PNAS (на момент выхода новости статья еще не выложена).
Команда изучила мелкие частицы, поднимающиеся в воздух при биении океанских волн о берег. В лаборатории, занимающейся исследованием влияния аэрозолей на климат и окружающую среду (Center for Aerosol Impacts on Climate and the Environment, CAICE), исследователи сымитировали океанские волны, после чего изучили трансформацию мелких частиц (биологического и химического происхождения) и проанализировали их участие в образовании льда в облаках. Количество льдообразующих частиц и их размер ученые определяли по интенсивности светового потока, рассеиваемого взвешенными частицами.
«Льдообразующими» называются частицы, которые при попадании в облака инициируют кристаллизацию в них льда. Стимулировать образование льда могут различные аэрозоли: и те, что поднимаются с континентальной части планеты, и те, что поступают с поверхности океанов. При этом континентальные частицы хорошо изучены, в то время как вклад морских аэрозолей в образование облачного льда до сих пор остается неоцененным.
По результатам работы, ученые выяснили, что облака, формирующиеся над сушей и океаном, значительно отличаются по составу аэрозолей. Это влияет температуру кристаллизации в них льда, а следовательно и на отражательную способность облаков. Исследователи полагают, что морские брызги действительно представляют собой недооцененный источник льдообразующих частиц — включение их в современные климатические модели поможет уточнить результаты последних.
Облака занимают около 60 процентов площади земной поверхности и за счет способности рассеивать солнечную радиацию и поглощать земную оказывают сильное влияние на климат планеты. Подобные свойства облаков напрямую зависят от размера, числа и характера ледяных частиц, содержащихся в них.
Александра Стуккей
Узнайте, как число ученых зависит от финансирования
В России сегодня отмечают День науки, но тех, кого нужно поздравлять с этим праздником, все меньше и меньше — с 2000 года занятых в науке стало меньше почти на 180 тысяч человек, и сегодня исследованиями и разработками в стране занимаются чуть более 700 тысяч человек. Последние годы затраты на науку в России оставались на уровне 1—1,1 процента ВВП. Это существенно меньше, чем расходы других развитых стран, скажем, Израиль тратит на науку 4,3 процента ВВП, Германия — 2,9 процента, США — 2,7 процента.Мы предлагаем вам попробовать себя в роли доброго (или злого) волшебника: выберите, какую долю ВВП России вы согласны потратить на науку, и наш калькулятор предскажет, сколько в этом случае будет ученых в нашей стране. А если вы хотите узнать, как это делают социологи, читайте этот блог.