Морские брызги оказались способны влиять на состав облаков

Американские ученые оценили вклад мелких морских частиц в образование «облачного льда». Работа, объединяющая исследователей из нескольких организаций, опубликована в PNAS (на момент выхода новости статья еще не выложена).
Команда изучила мелкие частицы, поднимающиеся в воздух при биении океанских волн о берег. В лаборатории, занимающейся исследованием влияния аэрозолей на климат и окружающую среду (Center for Aerosol Impacts on Climate and the Environment, CAICE), исследователи сымитировали океанские волны, после чего изучили трансформацию мелких частиц (биологического и химического происхождения) и проанализировали их участие в образовании льда в облаках. Количество льдообразующих частиц и их размер ученые определяли по интенсивности светового потока, рассеиваемого взвешенными частицами.

«Льдообразующими» называются частицы, которые при попадании в облака инициируют кристаллизацию в них льда. Стимулировать образование льда могут различные аэрозоли: и те, что поднимаются с континентальной части планеты, и те, что поступают с поверхности океанов. При этом континентальные частицы хорошо изучены, в то время как вклад морских аэрозолей в образование облачного льда до сих пор остается неоцененным.

По результатам работы, ученые выяснили, что облака, формирующиеся над сушей и океаном, значительно отличаются по составу аэрозолей. Это влияет температуру кристаллизации в них льда, а следовательно и на отражательную способность облаков. Исследователи полагают, что морские брызги действительно представляют собой недооцененный источник льдообразующих частиц — включение их в современные климатические модели поможет уточнить результаты последних.

Облака занимают около 60 процентов площади земной поверхности и за счет способности рассеивать солнечную радиацию и поглощать земную оказывают сильное влияние на климат планеты. Подобные свойства облаков напрямую зависят от размера, числа и характера ледяных частиц, содержащихся в них.

Александра Стуккей

Исследователи из Университета Лунда (Швеция) проанализировали эффективность методов сокращения выброса парниковых газов индивидуальными домохозяйствами, которые обычно рекомендуют официальные источники для снижения углеродного следа отдельным человеком. Оказалось, что большинство популярных рекомендаций касательно экологии, представленных в том числе в школьных учебниках, относительно неэффективны. Самыми действенными методами в борьбе с парниковыми газами оказались отказ от автомобиля, авиаперелетов, отказ от мяса и снижение количества детей в семье. Работа опубликована в журнале с открытым доступом Environmental Research Letters.