Программу развития рачка-бокоплава разобрали по генам

Ученые из Университета Беркли использовали метод редактированя генома CRISPR/Cas9 как способ изучения генов, отвечающих за развите эмбриона. Это позволило «погенно» разобрать программу развития различных сегментов тела рачка-бокоплава Parhyale hawaiensis. До публикации результатов этого исследования в Current Biology метод CRISPR/Cas9 использовался для работы с одиночными генами у привычных моделей животных – мышей, лягушек, круглых червей и фруктовой мушки Drosophila melanogaster.

Объектом исследования стали так называемые Hox-гены, ключевые регуляторы развития у всех животных, в том числе и у человека. Авторы выясняли, какую роль играют отдельные гены этого семейства в развитии ротового аппарата и сегментов туловища у бокоплава. Отдельные гены «выключали» по одиночке, так что в каждом экспериментальном эмбрионе не функционировал только один определенный ген. Нокаут выбранного гена проводили с помощью интерференции — процесса подавления экспрессии генов на уровне РНК. Cайт-специфический мутагенез на уровне ДНК проводили с использованием системы CRISPR/Cas9.

Комбинация этих двух технологий позволила выяснить, какие именно гены из семейства Hox отвечают за развитие определенных частей тела ракообразного. Оказалось, что ключевая роль в развитии задних отделов тела принадлежит генам abd-A (abdominal-A) и Abd-B (Abdominal-B), при этом ген abd-A отвечает за специализацию торакальных (грудных) и абдоминальных (брюшных) конечностей, а Abd-B – за формирование конечностей в брюшном сегменте тела.

В торакальном отделе ген Antp запускает процесс формирования клешней, а Ubx необходим для развития жабр. В головном сегменте, слитом с грудным, гены Scr и Antp отвечают за формирование ногочелюстей бокоплава. Таким образом, оказалось, что разные гены из группы Hox отвечают за развитие специфических типов конечностей бокоплава. Эти рачки особенно удобны тем, что каждый отдел их тела имеет свой специфический тип конечностей, развитие которого определяется взаимодействием девяти генов этого семейства.

Гены Hox являются семейством транскрипционных факторов, которые принимают непосредственное участие в регуляции закладки сегментов эмбриона. После детерминации сегментов эти гены обеспечивают специализацию характерных для каждого сегмента эмбриона типов придатков и конечностей.

Результаты ученых из Университета Беркли свидетельствуют о совершенствовании технологии CRISPR/Cas9, с помощью которой сегодня возможно изучать кластеры родственных генов за более короткое время, чем требовалось три года назад для работы с единичными генами. Руководители исследования полагают, что их подход может привести к расшифровке «кода развития» типов конечностей, представленного комбинацией определенных генов семейства Hox.

Екатерина Корзенева

В России сегодня отмечают День науки, но тех, кого нужно поздравлять с этим праздником, все меньше и меньше — с 2000 года занятых в науке стало меньше почти на 180 тысяч человек, и сегодня исследованиями и разработками в стране занимаются чуть более 700 тысяч человек. Последние годы затраты на науку в России оставались на уровне 1—1,1 процента ВВП. Это существенно меньше, чем расходы других развитых стран, скажем, Израиль тратит на науку 4,3 процента ВВП, Германия — 2,9 процента, США — 2,7 процента.Мы предлагаем вам попробовать себя в роли доброго (или злого) волшебника: выберите, какую долю ВВП России вы согласны потратить на науку, и наш калькулятор предскажет, сколько в этом случае будет ученых в нашей стране. А если вы хотите узнать, как это делают социологи, читайте этот блог.