Индийская организация космических исследований объявила о намерении испытать новый гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель национальной разработки. Как пишет The New Indian Express, летные испытания силовой установки запланированы на январь-февраль 2016 года.
Испытательный запуск двигателя будет произведен с космодрома Шрихарикота. Для испытаний гиперзвуковой двигатель установят на двухступенчатую ракету-носитель RH-560. Другие подробности предстоящих проверок не уточняются. Индийские специалисты рассчитывают, что новые силовые установки позволят уменьшить размер ракет и увеличить их полезную нагрузку.
Использование гиперзвуковых прямоточных воздушно-реактивных двигателей позволит отказаться от части окислителя и топлива, которыми заправляются сегодня ракеты-носители. Преимуществом новых двигателей является то, что они достаточно мощны и используют для сжигания топлива атмосферный воздух.
По данным Космического центра Викрама Сарабхаи, на долю окислителя приходится почти 80 процентов массы ракеты-носителя, причем 70 процентов этого окислителя расходуется еще на атмосферном этапе полета. В качестве окислителя в Индии используется четырехокись азота. Новые двигатели будут устанавливаться на многоразовые ракеты-носители, первый демонстратор технологии которых планируется испытать в январе будущего года.
Гиперзвуковой двигатель отличается от обычных сверхзвуковым горением топлива в камере сгорания. Воздух для процесса горения подается в камеру прямотоком без использования дополнительных компрессоров: в полете набегающий поток воздуха попадает в воздухозаборник, затем в заужающуюся компрессорную камеру, а после этого — в камеру сгорания.
Двигатели такого типа способны работать при скорости полета не менее четырех-пяти чисел Маха (4,9-6,2 тысячи километров в час). Считается, что верхний предел скорости гиперзвукового двигателя составляет около 24 чисел Маха. Для более быстрого полета установке потребуется впрыск дополнительного окислителя.
Чистка панелей без воды в перспективе поможет снизить затраты на обслуживание солнечных электростанций
Итальянская компания Reiwa Engine совместно с компанией Enel Green Power, занимающейся производством энергии из возобновляемых источников, разработала робота Sandstorm для сухой очистки панелей солнечных батарей, сообщает New Atlas. Он способен перемещаться по ряду солнечных панелей, даже если они установлены неровно, и преодолевает между ними промежутки до 50 сантиметров. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Песок, грязь и пыль со временем покрывают поверхность панелей солнечных батарей, чем существенно снижают их эффективность. Особенно это актуально для засушливой пустынной местности, которая из-за обилия солнечных дней в году хорошо подходит для строительства крупных солнечных электростанций. С учетом быстрого развития солнечной энергетики можно ожидать стремительного роста их количества, а это значит, что для решения проблемы очистки загрязненных панелей со временем будет требоваться все больше трудозатрат и ценных ресурсов, таких как вода, которую сегодня обычно используют для мытья панелей. Сицилийский технологический стартап Reiwa Engine совместно с энергетической компанией Enel Green Power разработал робота Sandstorm. Он предназначен для автономной сухой очистки солнечных панелей с помощью щеток. Для робота не требуется идеально ровной установки солнечных панелей, так как он способен преодолевать разницу в высоте и промежутки между панелями до 50 сантиметров (разработчики не уточняют, как именно это происходит). После окончания чистки или при низком заряде батареи Sandstorm самостоятельно возвращается к док-станции для подзарядки. Прототип сперва протестировали в лаборатории компании Enel Green Power, а затем на мегаваттной секции солнечной электростанции в муниципалитете Тотана в Испании. В результате компания заключила контракт на поставку 150 роботов для работы на двух испанских солнечных электростанциях Totana и Las Corchas, суммарная мощность которых составляет 135 Мегаватт. Необычный способ бороться с загрязнениями на поверхности солнечных батарей предложила компания Tesla, которая запатентовала метод очистки с помощью лазерных лучей. Авторы патента предлагают подбирать параметры лазерных импульсов так, чтобы они не проникали через слой стекла и не представляли опасности для электроники.