Найден первый впадающий в спячку примат за пределами Мадагаскара

Международная группа биологов обнаружила первого за пределами Мадагаскара примата, который способен впадать в спячку. Им оказался медленный лори (Nycticebus pygmaeus). Исследование опубликовано в Scientific Reports, кратко о нем сообщается в пресс-релизе Венского университета.
До сих пор было известно, что в спячку впадают только некоторые виды малагасийских лемуров, у остальных приматов подобного поведения не наблюдалось. Авторы новой работы предположили, что у приматов, которые могут впадать в спячку, но при этом не живут на Мадагаскаре, должно быть несколько особенностей. Во-первых, они должны населять области с сезонными колебаниями температуры и атмосферных осадков, а также сезонными изменениями в доступности пищи. У них должен быть небольшой размер тела, так как у подавляющего большинства таких животных масса не превышает 3,5 килограмма. И последнее, успешные кандидаты должны принадлежать к тому же подотряду мокроносых приматов (Strepsirrhini), что и мадагаскарские лемуры.
Медленные лори удовлетворяют всем трем условиям: это маленькие животные из подотряда Strepsirrhini, живущие в лесах юго-восточной Азии. Их вес не превышает 400 граммов. Климат в местах обитания лори, например в северном Вьетнаме, где проводились исследования, влажный и теплый летом и холодный и сухой зимой.

Ученые отобрали для экспериментов пять взрослых животных. Чтобы животные акклиматизировались, их поселили в открытых помещениях за три месяца до начала эксперимента. Он проводился в течение осени, зимы и весны. Во время исследования животным измеряли температуру с помощью внутрибрюшинного датчика.
В результате эксперимента выяснилось, что лори впадали в спячку только зимой, в период с середины декабря до середины февраля. Периоды спячки, продолжавшиеся до 63 часов, чередовались с периодами нормальной жизнедеятельности, то есть периодами бодрствования и сна, не сопровождавшимися значительным понижением температуры тела. Во время спячки температура тела у животных  могла понижаться до 11-12 градусов Цельсия, при том, что температура тела лори в обычное время — 34-35 градусов.

Ученые предполагают, что с одной стороны спячка помогает лори экономить огромное количество энергии, с другой — повышается риск быть съеденным хищниками. Поэтому ее продолжительность не слишком велика и случается только зимой.
Спячка и ее кратковременный вариант, дневное оцепенение, характеризуется понижением температуры тела животного, замедлением дыхания и пульса, и снижением скорости метаболизма. Спячка помогает животным сохранять энергию в холодное время года и при недостатке пищи. В спячку или оцепенение способны впадать представители 11 отрядов, в том числе летучие мыши, колибри, земляные белки, однопроходные.

Исследователи из Университета Лунда (Швеция) проанализировали эффективность методов сокращения выброса парниковых газов индивидуальными домохозяйствами, которые обычно рекомендуют официальные источники для снижения углеродного следа отдельным человеком. Оказалось, что большинство популярных рекомендаций касательно экологии, представленных в том числе в школьных учебниках, относительно неэффективны. Самыми действенными методами в борьбе с парниковыми газами оказались отказ от автомобиля, авиаперелетов, отказ от мяса и снижение количества детей в семье. Работа опубликована в журнале с открытым доступом Environmental Research Letters.