Видеоигры и спокойствие назвали лучшими помощниками оператора беспилотника

Parrot AR Drone на стеллаже Государственного университета в Вашингтоне.

Фотография: Intelligent Robot Learning Laboratory / Washington State University

Исследователи из Государственного университета в Вашингтоне экспериментально изучили влияние полученных инструкций и личного опыта на полет беспилотника под управлением неопытного оператора. Доклад был представлен на конференции AI-HRI, посвященной взаимодействию человека с роботами. Кратко о результатах эксперимента пишет IEEE Spectrum.

Для участия в испытаниях ученые пригласили 90 добровольцев (62 мужчины и 28 женщин), при этом участники эксперимента обладали незначительным опытом управления беспилотниками, либо вовсе никогда не управляли дроном. В рамках эксперимента испытуемые должны были после короткого ознакомления с квадрокоптером Parrot AR Drone 2.0 провести его по маршруту с препятствиями. При этом задачу нужно было выполнить с минимальным количеством столкновений и максимально быстро, а на выполнение задания отводилось три попытки. 

Ученые предположили, что устная информация во время инструктажа значительно скажется на среднем времени прохождения полосы препятствий. Для проверки этой гипотезы испытуемых поделили на две равные группы, одной из которых сказали, что используемый квадрокоптер — дешевая игрушка, поэтому не стоит бояться повредить его. Второй группе, напротив, сказали что AR Drone дорогое исследовательское оборудование и попросили обращаться с ним аккуратнее. 

Для замеров исследователи выбрали вторую попытку из трех, исходя из того, что в первый раз добровольцы могли еще недостаточно хорошо освоить управление квадрокоптером, а в третий раз маршрут может оказаться уже слишком простым для тех, кто быстро освоится с управлением беспилотником.

По результатам эксперимента выяснилось, что, несмотря на ожидания исследователей, информация о стоимости квадрокоптера не слишком сильно повлияла на время прохождения курса. Люди, управлявшие «дорогим» дроном в среднем потратили на прохождение маршрута 31,5 секунды, в то время как люди, управлявшие «дешевым» беспилотником, справились за 30,7 секунды.

Гораздо более значимыми параметрами оказались возраст и опыт компьютерных игр. Испытуемые, играющие больше трех часов в неделю в компьютерные игры, в среднем проходили маршрут за 24,3 секунды. Добровольцы, играющие менее трех часов в неделю или не играющие вовсе, потратили почти на 10 секунд больше и в среднем прошли маршрут за 33,4 секунды. Испытуемые младше 30 лет справлялись за 24,3 секунды, в то время как более взрослые участники потратили на маршрут в среднем 35,1 секунды. 

Также на время прохождения полосы препятствий для беспилотника существенно повлияло спокойствие участников. Уверенные в себе испытуемые прошли маршрут в среднем за 28,4 секунды, в то время как нервничавшие добровольцы прошли маршрут за 35,9 секунды. По словам исследователей, это наиболее примечательное отличие, которое можно использовать в будущем для корректирования поведения роботов при взаимодействии с людьми, поскольку повлиять на опыт или возраст человека со стороны робота не представляется возможным. Например, замеряя условный уровень стресса у человека-напарника роботов можно научить корректировать свое поведения для снижения стресса и, следовательно, повышения эффективности взаимодействия человека с роботом.

Николай Воронцов

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.