Федеральное управление гражданской авиации США заинтересовалось разработкой новых систем пожаротушения для пассажирских самолетов, пишет Aviation Week. В перспективе они должны будут заменить стандартные Halon, производство которых уже закрыто. При этом масса новых систем должна быть меньше, чем у Halon.
Несколько попыток создать новые системы пожаротушения пока успехом не увенчались. В частности, американские компании Boeing и Kidde проводили испытания порошковой системы. Ее разрабатывали для авиационных двигателей. Во время испытаний в тестовой камере система показала высокую эффективность, но не смогла потушить огонь во время испытаний на самолете B747-100SP.
Европейский концерн Airbus совместно с компанией 3M испытывал новую жидкостную систему тушения огня для двигателей лайнера A350. Эта система смогла быстро справиться с огнем во время испытаний при нормальной температуре, однако провалила проверки при тушении пожара при низкой температуре — около минус сорока градусов Цельсия.
Компания Sarko ранее предложила использовать для тушения пожаров на борту самолетов воду. В компании полагают, что в перспективных самолетах будут активно использоваться водородные топливные ячейки, снабжающие электричеством бортовые системы. Побочным продуктом работы таких ячеек как раз и является вода.
Системы Halon сегодня устанавливаются на самолеты, хотя их производство было недавно закрыто из-за угрозы окружающей среде. Системы используют для тушения различные смеси галоидметана, метана, в котором один или несколько атомов водорода замещены фтором, хлором, бромом или йодом. Галодметан используется для тушения пожара в салоне самолета, гузовом отсеке, двигателях.
При попадании галоидметана в зону с высокой температурой, он распадается, а освободившиеся атомы галогенов соединяются с атомами водорода, значительно замедляя распространение огня.
Гексакоптер оснащен двумя взлетно-посадочными платформами для квадрокоптеров
Инженеры из Сколтеха разработали гибридный гексакоптер MorphoLander, который выступает в роли передвижного аэродрома для дронов меньшего размера. MorphoLander не только летает, но и может ходить по неровной поверхности при помощи четырех ног. В верхней части корпуса расположены две взлетно-посадочные платформы для микродонов. Дрон может пригодиться для инспекции объектов и поиска пострадавших во время стихийных бедствий, говорится в препринте на arXiv.org. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Дроны отлично подходят для выполнения задач поиска, инспекции и мониторинга, но потребляют много энергии и не могут долго находиться в полете. Одним из способов преодолеть это ограничение стала разработка дронов гибридной конструкции, которые могут не только летать, но и передвигаться по земле, например, с помощью колес или ног. Несмотря на то, что такой подход позволяет продлить время работы за счет менее энергозатратного способа передвижения по поверхности, продолжительность полета гибрида и его эффективность часто снижается из-за дополнительного веса. Инженеры под руководством Дмитрия Тетерюкова (Dzmitry Tsetserukou) из Сколтеха предложили использовать громоздкий дрон в качестве носителя для дронов поменьше. Тогда большой дрон выступает в роли передвижного «улья», который в нужный момент выпускает рой маленьких дронов, способных более эффективно выполнить задачу на большой территории за счет совместной работы. Разработанный прототип под названием MorphoLander представляет собой гексакоптер с четырьмя ногами, каждая из которых имеет три степени свободы. С их помощью дрон может передвигаться по неровной поверхности. Масса гибрида немного больше 10 килограмм. Встроенного аккумулятора хватает на 12 минут полета. Сверху на корпусе закреплены две посадочные платформы диаметром 20 сантиметров, на которые могут садиться микродроны. Чтобы микродронам (инженеры использовали Crazyflie 2.1 массой 27 грамм) было проще садиться на MorphoLander, материнский дрон с помощью алгоритма стабилизации старается удерживать горизонтальное положение платформ, подстраивая высоту ног под неровности поверхности. Посадка микродронов происходит под управлением алгоритма машинного обучения, его обучение с подкреплением проходило в симуляторе на платформе игрового движка Unity, который позволяет имитировать физику, с использованием пакета машинного обучения Unity ML Agents. Обученный алгоритм посадки затем испытали в трех сценариях с участием реальных дронов. В первом два микродрона должны были взлетать с расстояния полутора метров от MorphoLander и затем садиться на его платформы. Среднее значение отклонения от центра платформы в этом сценарии составило всего около 5,5 миллиметра. Во втором сценарии микродроны должны были садиться на материнский дрон, стоящий на неровной поверхности. В этом случае ошибка возросла и составила 25 миллиметров. Третий сценарий имитировал реальное применение: микродроны взлетали с платформ, в то время как MorphoLander отходил от места взлета на некоторое расстояние, после чего микродроны должны были сесть обратно. Среднее значение отклонения от центра 20-сантиметровой платформы составило 35 миллиметров. В будущем инженеры планируют увеличить точность и устойчивость алгоритма управления микродронами за счет контроля тяги отдельных винтов. https://www.youtube.com/watch?v=fV8_Ejy81s8&t=1s Совместная работа помогает роботам справляться с более трудными задачами. К примеру японские инженеры разработали систему из работающих в паре дрона и наземного робота. Они соединены друг с другом тросом, что позволяет наземного дрону взбираться на более крутые подъемы. Для этого дрон закрепляет трос на вершине, после чего наземный робот натягивает его с помощью лебедки и поднимается наверх.