Исследователи из Медицинского Центра Университета Утрехта обнаружили, что риск развития шизофрении связан с нарушением целостности структуры белого вещества мозга. В случае подтверждения, это открытие может лечь в основу системы объективной и даже автоматической диагностики заболевания, которая сейчас отсутствует. Результаты их работы опубликованы в журнале JAMA Psychiatry.
Ученые пытались найти генетические причины, отвечающие за целостность белого вещества мозга и одновременно сопоставляли особенности анатомии мозга с риском развития шизофрении. Исследование заняло пять лет, и в нем приняли участие дискордантные близнецы, то есть такие, у которых в паре один человек болен, а другой здоров (среди них были как генетически идентичные, так и разные близнецы).
Связность нейронных сетей и другие особенности анатомии мозга оценивали с помощью диффузионной трактографии — метода, основанного на МРТ-сканировании мозга живого человека и поиске в нем пучков аксонов. Помимо исследования связности белого вещества – известного по предшествующим исследованиям маркера шизофрении – проверили и вклад других параметров-маркеров. Ими стали объем белого вещества и толщина серого вещества мозга.
Результаты исследования подтвердили гипотезу авторов о том, что генетическая предрасположенность к развитию шизофрении сопровождается нарушением нейронных связей, и продемонстрировали, что эти нарушения наблюдаются во фронтальной и подкорковой зонах мозга.
В исследованиях других групп ученых уже были выявлены нарушения белого вещества не только у больных шизофренией, но и у здоровых пациентов с высоким риском ее развития. При этом пораженные зоны мозга у обеих групп в значительной степени совпадали, что дало возможность предположить наличие генетических факторов, ответственных за предрасположенность к болезни, и, одновременно, обеспечивающих связность мозга.
Тем не менее, авторы признаются, что для того, чтобы подтвердить факт генетической связи структурных нарушений мозга с развитием шизофрении, необходимы дополнительные исследования. Сейчас постановка диагноза базируется на разнообразии клинических симптомов, зависит от субъективных склонностей врача и занимает долгое время.
Екатерина Корзенева
Как развитие технологий позволило нащупать «топологическое решение» загадки шизофрении
Шизофрения — одна из самых загадочных и сложных болезней человека. Уже более ста лет ученые пытаются понять причины ее возникновения и найти ключ к терапии. Пока эти усилия не слишком успешны: до сих пор нет ни препаратов, которые могли ли бы ее по-настоящему лечить, ни даже твердого понимания того, какие молекулярные и клеточные механизмы ведут к ее развитию. О том, как ученые бьются с «загадкой шизофрении» мы уже неоднократно писали: сначала с точки зрения истории психиатрии, затем с позиции классической генетики (читателю, который действительно хочет вникнуть в суть проблемы, будет очень полезно сначала прочитать хотя бы последний текст). На этот раз наш рассказ будет посвящен новым молекулярно-биологическим методам исследования, которые появились в распоряжении ученых буквально в последние несколько лет. Несмотря на сырость методик и предварительность результатов, уже сейчас с их помощью получены важнейшие данные, впервые раскрывающие механизм шизофрении на молекулярном уровне.