Октябрь 2015 года поставил новый рекорд глобальной температуры, — об этом говорится в отчете, опубликованном на сайте американской Национальной администрации по океану и атмосфере (NOAA). Точнее, речь идет об аномалии глобальной температуры, то есть об усредненных по планете отклонениях от средней для данной местности температуры. Эту величину отслеживают сразу несколько климатических служб; наиболее известные — это уже упомянутая NOAA, а также Институт космических исследований им. Годдарда (GISS), относящийся к NASA, и британская Метеорологическая служба Met Office. Их методики обработки данных слегка различаются, поэтому выдаваемые ими временные ряды не идентичны (см. данные NOAA, данные GISS, данные Met Office). Но все они сходятся в том, что октябрь 2015 года с большим запасом побил предыдущий рекорд.
Например, по данным NOAA, прошлые месячные рекорды выстроились так: +0,88°C, +0,89°C, +0,91°C относительно среднего по XX веку, — а октябрь 2015 выдал сразу +0,98°C. По данным GISS, октябрьская аномалия составила +1,04°C, — и это первый случай, когда месячная температура в этих данных преодолела психологически важный рубеж в один градус.
Для климатологов этот рекорд, также как и весь аномально теплый 2015 год, не стали неожиданностью. Дело в том, что, начиная с этого лета, в экваториальной части Тихого океана усиливается положительная фаза важнейшего циклического климатического процесса Эль-Ниньо/Южная осцилляция, ENSO (смотрите
об этом колебании). Эль-Ниньо характеризуется повышенными температурами приповерхностного слоя океана, что влияет на климат и Юго-Восточной Азии, и Африки, и, через глобальные климатические связи, на всю планету.
Нынешний эпизод Эль-Ниньо — один из самых сильных за весь период инструментальных наблюдений. Похожий по силе эффект был и в 1998 году, и тогда глобальная температура резко прыгнула вверх (см. таблицу данных). Затем в течение почти двух десятилетий это колебание оставалось умеренным, не отклоняясь далеко от нейтральной зоны, пока не начало резко усиливаться в этом году. Ансамбль климатических моделей предсказывает, что нынешний сильный эпизод Эль-Ниньо продлится еще несколько месяцев. Отслеживать его текущее состояние можно по ежемесячным и еженедельным отчетам, которые выкладывает специальная служба NOAA.
Для глобальной температуры сильный Эль-Ниньо имеет совершенно четкие последствия. Наложившись на плавный, неостановимый, систематический рост температуры, новый эпозид Эль-Ниньо дает новый рекордный всплеск температур, значительно превышающий показатели не только 1998 года, но и последующих, более теплых лет. В результате нас ждет примерно столь же теплые ноябрь-декабрь и, вне всякого сомнения, рекордно теплый 2015 год. Про 2016 год пока говорить рано, но если сильный Эль-Ниньо продлится на несколько месяцев в 2016 году, то и его температуры могут оказаться сравнимыми.
Следует подчеркнуть, что глобальная температура — это лишь вершина климатического айсберга. Эволюция климата, разумеется, не сводится к одной только этой величине. Глобальные изменения видны по всей толще атмосферы, по состоянию океана (приповерхностные и глубинные температуры, теплосодержание океана, кислотность, химический состав, уровень моря), по изменениям в распространении морских льдов и континентальных ледников, и по многим другим климатическим параметрам. Для сравнения наблюдающихся температур с прошлыми у ученых имеются подробные данные по палеоклимату, а также постоянно совершенствующиеся пакеты для численного моделирования.
Все это позволяет сделать вывод, что происходящие в последние десятилетия изменения климата идут такими темпами, которые точно не наблюдались за последние тысячи, — а в отдельных случаях и десятки тысяч, — лет. Консенсус климатологического научного сообщества по всем этим аспектам по состоянию на 2013 год изложен в первом томе отчета Межправительственной группы экспертов по изменению климата (IPCC). Краткая 200-страничная версия этого отчета переведена и на русский язык; техническое резюме предыдущего отчета IPCC, за 2007 год, также доступно на русском языке.
Игорь Иванов
Это касается не только поверхностного слоя воды, но и ее толщи до 250 метров
В мировом океане на глубине 2000 метров за последнюю четверть века произошло порядка 30 волн жары, которые длились вдвое дольше, чем на морской поверхности — в среднем около 40 дней. Максимальный нагрев из-за волн жары отмечен на глубинах 50–200 метров, он может достигать 1,6 градуса Цельсия. Уже пятая часть акватории мирового океана на глубине до 250 метров нагревается из-за волн жары в такой степени, что это несет риски утраты биоразнообразия: температуры выходят за пределы комфорта местных морских обитателей. Это первая глобальная оценка пространственной структуры морских волн жары и их перекрывания с ареалами морской биоты. Исследование опубликовано в журнале Nature Climate Change.