Программисты из Университета Калифорнии провели масштабное исследование того, как менялись портреты выпускников американских школ в течение XX века. С помощью методов машинного обучения авторы рассматривали такие детали снимков как стиль прически, одежды, и выражение лица. Наиболее выразительными оказались изменения улыбки. Исследование опубликовано на arxiv.org, кратко о нем сообщает MIT Technology Review.
Для построения выборки авторы скачали более 150 тысяч фотографий из выпускных альбомов, сделанных в период с 1905 по 2013 годы. Затем из них были выбраны только снимки в анфас — благодаря этому позы людей на всех анализируемых снимках совпадали. Всего в выборку вошло почти 38 тысяч фотографий.
Ученые, с помощью машинного обучения с учителем (weakly-supervised) провели анализ выборки по различным признакам. В частности, авторам удалось определить различные кластеры женских причесок, характерных для тех или иных периодов времени. Можно четко выделить такие характерные черты причесок, как холодная завивка, использовавшаяся в 30-х, завивка на бигуди, модная в 40-х и 50-х,короткие стрижки 60-х, пышные прически 70-х, в том числе афро, перманентная завивка 80-х и 90-х, и длинные прямые волосы, ставшие модными в 2000-х.
Благодаря использованию машинного зрения авторам удалось определить, как менялась самая выразительная черта портретов — улыбка. Для этого ученые ввели параметр интенсивности улыбки, основанный на геометрии выражения лица. Оказалось, что с начала XX века наблюдается постепенный рост «улыбчивости» фотопортретов. Причем, женщины всегда улыбаются, в среднем, интенсивнее, чем мужчины.
По одной из версий авторов, это явление может быть связано с популяризацией фотографии. Типичные позы на фотографиях начала XX были заимствованы у классических портретов — из-за того, что при его выполнении выражение лица нужно было сохранять неизменным, улыбки не были широко распространены, их трудно поддерживать. Однако со временем фотография становилась популярнее и люди привыкли к ее отличиям от портретов. К росту «улыбчивости» могла оказаться причастна Kodak, использовавшая идею улыбки на снимках в своей рекламе — компания предлагала рассматривать фотографию как средство для фиксации счастливых воспоминаний.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Существует ли пространство-время само по себе? Другими словами, можно ли говорить о пространстве-времени, в котором нет ни одного физического тела? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим следующий мысленный эксперимент, известный как «ведро Ньютона».