Группа британских и испанских ученых продемонстрировала наличие эмоциональной реакции рыб на стресс. Подвергнув рыб стрессовому воздействию, они наблюдали эмоциональную лихорадку, которую принято считать признаком осознанности у животных. Работа опубликована в Proceedings of the Royal Society B.
Исследователи взяли 72 рыбки Danio rerio, одну половину использовали как контрольную группу — не подвергали никакому воздействию, а рыбок из второй половины на 15 минут помещали поодиночке в небольшую сеть. После этого исследователи использовали специальный аквариум, разделенный на шесть сообщающихся отсеков, в каждом из которых поддерживалась своя температура.
Рыб из обеих групп помещали в отсек со стандартной для этого вида температурой — 27 градусов Цельсия, но они могли свободно перемещаться между отсеками и выбирать наиболее комфортную для себя температуру. Рыбки, которые подверглись стрессу, проводили больше времени в теплых отсеках, чем контрольная группа. Исследователи оценивают, что их температура тела поднялась на 2-4 градуса Цельсия.
Кратковременное повышение температуры тела в новых для животного условия, называемое эмоциональной лихорадкой, обычно приписывали только животным со сложным мозгом, которые чувствуют и осознают, что с ними происходит. До этого наличие эмоциональной лихорадки было показано у млекопитающих, в том числе и человека, птиц и даже одного вида ящериц, а вот рыбы и земноводные не проявляли эту черту.
Авторы исследования считают, что их открытие — важный аргумент в споре об осознанности рыб. Кроме того, теперь температуру тела воможно использовать для оценки состояния не только млекопитающих, но и рыб.
Анна Образцова
Как развитие технологий позволило нащупать «топологическое решение» загадки шизофрении
Шизофрения — одна из самых загадочных и сложных болезней человека. Уже более ста лет ученые пытаются понять причины ее возникновения и найти ключ к терапии. Пока эти усилия не слишком успешны: до сих пор нет ни препаратов, которые могли ли бы ее по-настоящему лечить, ни даже твердого понимания того, какие молекулярные и клеточные механизмы ведут к ее развитию. О том, как ученые бьются с «загадкой шизофрении» мы уже неоднократно писали: сначала с точки зрения истории психиатрии, затем с позиции классической генетики (читателю, который действительно хочет вникнуть в суть проблемы, будет очень полезно сначала прочитать хотя бы последний текст). На этот раз наш рассказ будет посвящен новым молекулярно-биологическим методам исследования, которые появились в распоряжении ученых буквально в последние несколько лет. Несмотря на сырость методик и предварительность результатов, уже сейчас с их помощью получены важнейшие данные, впервые раскрывающие механизм шизофрении на молекулярном уровне.