Химики из Технического университета Дрездена и Института химической физики Польской Академии Наук нашли новые свидетельства в пользу механизма «броуновского храповика» для движения молекул кинезина. Авторы работы обнаружили, что в определенных условиях и вязкости среды, кинезин останавливает свое движение при сопротивлении в 70 000 раз меньшем, чем максимальная нагрузка, которую он может нести. Исследование доступно в журнале Physical Review Letters, кратко о нем сообщает Physics.
Кинезин — транспортный белок, а точнее комплекс из двух и более белков, способный переносить различные объекты (например, мембранные пузырьки или крупные белки) внутри клетки. Он движется вдоль поверхности микротрубочек, «шагая» по ним от одного сайта связывания к другому c помощью специальных фрагментов-«ног». «Шаг» представляет собой отрыв одной «ноги» от точки связывания и, спустя несколько миллисекунд, прикрепление ее к другой точке. Механика этого процесса пока неизвестна, происходит ли это движение при наличии какой-либо постоянной тяги, или же движения «ног» хаотичны.
Новое исследование подтверждает последний из вариантов движения кинезина. Авторы изучали как движется свободная от груза молекула в средах с различной вязкостью и различными микроскопическими характеристиками. В частности, химики добавляли в растворы полимерные молекулы, сворачивавшиеся в клубки различных размеров. Эти клубки были призваны затруднять движение кинезина, которому предстояло «шагать» сквозь них как сквозь кусты.
Оказалось, что при небольших размерах клубков (сопоставимых с размерами самого кинезина) происходило замедление транспортного белка. Крупные же клубки практически не меняли скорости движения, даже несмотря на существенное изменение вязкости среды. Ученые вычислили, что в некоторых случаях для практически полной остановки кинезина оказывалось достаточно силы сопротивления среды в 0,1 фемтоньютона. Важно отметить, что в ранних экспериментах демонстрировалась способность белка двигаться при нагрузках вплоть до 7 пиконьютонов — в 70 тысяч раз больших.
Авторы связывают наблюдаемый эффект с замедлением диффузии свободной «ноги» к новому месту связывания. В обычных условиях, за десять миллисекунд фрагмент комплекса успевал переместиться к новому сайту связывания, однако в присутствии «кустов» белок не успевал сделать «шаг» за это время и оставался на месте.
Интересным следствием такого механизма является то, что скорость работы кинезина в клетке может регулироваться локальными изменениями вязкости цитоплазмы. Этим эффектом могут в будущем воспользоваться и разработчики лекарств.
Как развитие технологий позволило нащупать «топологическое решение» загадки шизофрении
Шизофрения — одна из самых загадочных и сложных болезней человека. Уже более ста лет ученые пытаются понять причины ее возникновения и найти ключ к терапии. Пока эти усилия не слишком успешны: до сих пор нет ни препаратов, которые могли ли бы ее по-настоящему лечить, ни даже твердого понимания того, какие молекулярные и клеточные механизмы ведут к ее развитию. О том, как ученые бьются с «загадкой шизофрении» мы уже неоднократно писали: сначала с точки зрения истории психиатрии, затем с позиции классической генетики (читателю, который действительно хочет вникнуть в суть проблемы, будет очень полезно сначала прочитать хотя бы последний текст). На этот раз наш рассказ будет посвящен новым молекулярно-биологическим методам исследования, которые появились в распоряжении ученых буквально в последние несколько лет. Несмотря на сырость методик и предварительность результатов, уже сейчас с их помощью получены важнейшие данные, впервые раскрывающие механизм шизофрении на молекулярном уровне.