Астрономы из Университета Гонконга разработали новую методику определения расстояний до планетарных туманностей. Авторы уточнили взаимосвязь между поверхностной светимостью, размерами и расстоянием до туманностей на основе выборки из более чем 300 объектов. Исследование опубликовано в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, кратко о нем рассказывает пресс-релиз Королевского Астрономического общества.
Ученые составили каталог из 207 объектов, расположенных в нашей галактике и 126 внегалактических планетарных туманностей. Расстояния до них были очень точно определены независимыми методами, например, на основе тригонометрического параллакса центральных звезд — их смещения при взгляде с разных точек орбиты Земли. Для каждой из туманностей каталога авторы определяли поверхностную яркость и реальный диаметр (в парсеках). При этом яркость рассматривалась в очень узком диапазоне длин волн — соответствующем излучению нейтральных атомов водорода, так называемая полоса Hα.
Оказалось, что эти два параметра связаны простым соотношением — их логарифмы линейно зависят друг от друга. Поверхностная светимость может быть определена напрямую из наблюдений, а значит на ее основе можно выяснить с помощью нового соотношения и диаметр объекта. Отношение реального и видимого (углового) диаметра дает величину расстояния до объекта.
Кроме того, авторы уточнили параметры новой зависимости, разделив туманности на две большие группы: оптически тонких и толстых. Зависимости для них слегка различались. Ученые отмечают, что новая методика работает в широком диапазоне яркостей туманностей (около пяти порядков величины) и примерно в пять раз точнее, чем существующие косвенные методики.
Планетарные туманности возникают после смерти звезд, похожих на наше Солнце. Когда такие светила выгорают, они сбрасывают внешнюю оболочку, которая и превращается в светящееся газовое облако. В его центре же остается плотное горячее ядро, обеспечивающее медленно «расползающимся» остаткам звезды подсветку.
Владимир Королев
Швейцарские исследователи изучили нейробиологические основы «перезаписи» страшных воспоминаний на мышах. Ученые выяснили, что поведенческая терапия воздействует на нейронную сеть, в которой «записан» страх, там формируются новые, безопасные воспоминания, и ужас, испытываемый ранее, проходит, говорится в Science.