«Искушение изюмом» помогло предсказать будущие успехи двухлетних детей

Ученики начальной школы.

Фотография: Wikimedia Commons

Группа психологов из Уорикского университета в Ковентри (Великобритания) научилась прогнозировать будущие школьные успехи детей по простому тесту с использованием изюма и пластиковой чашки. В ходе теста у 20-ти месячных детей проверяют способность к волевым усилиям и самоконтролю. Работа опубликована в The Journal of Pediatrics.

Исследователи обобщили данные крупного лонгитюдного эксперимента начатого в Баварии (Германия) в 1985 году. В начале исследования психологи отобрали 558 детей в возрасте 20 месяцев, среди которых были также и недоношенные. Каждому ребенку предлагалось одно и то же задание, нацеленное на проверку способности к самоконтролю, концентрации и волевым усилиям. 

Экспериментаторы клали на стол изюминку и закрывали ее непрозрачной пластиковой чашкой, а затем предлагали ребенку найти изюм и съесть его. После трех тренировочных проб наступала время основного эксперимента. Психологи вновь помещали изюминку под чашку, однако просили малыша не трогать ее пока им не разрешат. Ребенку необходимо было подождать и воздержаться от соблазна всего одну минуту. Спустя 60 секунд ученые позволяли двухлетке «легально» забрать изюминку.

Выяснилось, что далеко не все дети способны контролировать свои желания и действия на протяжении этого срока. Многие малыши не выдерживали и забирали изюм до разрешения психологов. Статистический анализ показал, что чаще всего к такому поведению были склонны недоношенные дети (родившиеся между 25 и 38 неделями беременности), в то время как родившиеся в срок  (на 39-41 неделе) демонстрировали более выраженные волевые качества.

Спустя шесть лет, во время учебы в начальной школе, психологи замеряли у тех же детей различные когнитивные способности, главным образом связанные с вниманием и концентрацией, а также школьные успехи – навыки счета, решения задач, чтения, письма и так далее.

Выяснилось, что у недоношенных детей, проваливших тест с изюминкой, уровень концентрации внимания и овладения базовыми школьными умениями и навыками в среднем хуже, чем у малышей, рожденных в срок и справившихся с искушением изюмом.

Ученые считают, что столь простая методика, которую может использовать любой родитель или воспитатель, даст возможность предсказать будущие проблемы в обучении и дефицит внимания у недоношенных малышей. А это, в свою очередь, позволит начать превентивную программу по развитию способностей таких детей, с целью не допустить их отставания в развитии от сверстников.

Даниил Кузнецов

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.