Сладкое оказалось способно влиять на память о еде

Группа американских ученых из университетов штата Джорджия и Медицинского центра Чарли Норвуда продемонстрировала способность мозга формировать «гастрономическую память» в ответ на употребление сладких блюд. Поломка механизма, который ее формирует, может быть связана с нарушением пищевого поведения и перееданием. Результаты их исследования опубликованы онлайн в журнале Hippocampus.

Ученые под руководством профессора Маризы Парен предложили гипотезу, согласно которой за формирование памяти о недавнем приеме пищи и подавление чувства голода ответственна особая популяция нейронов дорсальной («спинной») части гиппокампа (dHC) — участка мозга, отвечающего за кратковременную память. Согласно этой идее, поступающая с пищей сахароза способна увеличивать синаптическую пластичность в нейронах гиппокампа, то есть напрямую влиять на ключевой механизм формирования памяти и возможности обучения.

Все исследования группы Маризы Парен проводились in vivo с участием крыс в качестве модельного организма. Самцов крыс кормили подслащенной жидкостью в определенный час в течение нескольких дней, а контрольной группе грызунов давали пищу согласно их обычной диете. В день эксперимента животных кормили в течение семи минут, а затем исследовали, насколько увеличилось количество мРНК определенного белка в нейронах гиппокампа животных в ответ на стимуляцию сахарозой. Этим белком был Arc, известный маркер синаптической пластичности (упрощая, можно сказать, что повышенный синтез Arc говорит о том, что данный нейрон запоминает новую информацию).

В ходе этих экспериментов оказалось, что по сравнению с контрольной группой животных экспрессия Arc значительно увеличивалась у крыс, которым давали корм с содержанием сахарозы или даже ее некалорийного аналога — сахарина. Тем самым, справедливость гипотезы была подтверждена: сладкое действительно позволяет мозгу «поставить галочку» о съеденном обеде (какие рецепторы за это отвечают — пока не понятно). Открытие имеет большое значение для понимания нарушений пищевого поведения: нарушение процесса формирования гастрономической памяти приводит к увеличению объема пищи, который человек примет в следующий раз. К примеру, подобное явление типично для людей, страдающих амнезией, или тех, кто привык смотреть кино во время еды.

Исследователи не собираются останавливаться на достигнутом и намерены продолжить свой проект. Их следующий шаг — выяснить, как сбалансированные диеты на основе жидких или твердых компонентов влияют на функции дорсальных нейронов гиппокампа и экспрессию Arc. А роль повышения уровня этого белка в формировании паттерна «памяти о сладкой пище» — предмет дополнительных исследований.

Екатерина Корзенева