NASA провело испытания беспилотного летательного аппарата Prandtl-D3, выполненного по схеме «летающего крыла». Это третий аппарат семейства Prandtl-D. Как сообщает Aviation Week, в нем конструкторы изменили стреловидность крыла и несколько удлинили его консоли. В NASA рассчитывают, что благодаря таким улучшениям потребление топлива обычным самолетом, выполненным по такой схеме, снизится на 11 процентов.
Размах крыла Prandtl-D3 составляет 7,6 метра. Первый полет аппарата состоялся в конце октября 2015 года. Он пробыл в воздухе три минуты, развил скорость в 24 километра в час и смог подняться на высоту в 64 метра. Беспилотник выполнен из углеволокна. Его запуск осуществляется при помощи катапульты.
NASA намерено провести еще серию экспериментов с изменением конструкции планера, чтобы добиться еще большей топливной экономии. В частности, в последующих конструкциях Prandtl-D планируется избавиться от вертикальных стабилизаторов. Это позволит увеличить топливную эффективность еще на 30 процентов.
«Летающее крыло» NASA отличается от классического «летающего крыла» отсутствием хвоста. Обычные летательные аппараты такого типа имеют в хвостовой части небольшие выступы, позволяющие стабилизировать самолет в полете. Измененное «летающее крыло» имеет удлиненные консоли крыла, а его планер выполнен в виде бумеранга.
Удлинение консолей крыла позволило улучшить распределение нагрузки, повысив общую устойчивость летательного аппарата. Пока специалисты проверяют лишь общее поведение Prandtl-D3, контролируемого системой на основе Arduino, в воздухе. В ближайшее время аппарат получит системы телеметрии.
Проект Prandtl-D является частью более масштабной программы по созданию линейки летательных аппаратов, отличающихся от обычных самолетов не только низким потреблением топлива. В частности, в рамках программы разрабатывается проект Prandtl-M. Речь идет о летательном аппарате типа «летающего крыла», предназначенного для полетов в марсианской атмосфере.
EHang скоро станет первой компанией, которая получит сертификат типа на аэротакси
Китайская компания EHang объявила, что аэротакси EH216-S прошло все необходимые испытания и готовится к получению сертификата типа от Администрации гражданской авиации Китая в ближайшее время. Когда это произойдет, компания EHang станет первой в мире, получившей сертификат типа на электрическое аэротакси, сообщает New Atlas. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Под аэротакси сегодня понимают полностью электрические или гибридные летательные аппараты с вертикальным взлетом и посадкой, способные перевозить несколько пассажиров на небольшие дистанции. Ожидается, что уже в недалеком будущем сервисы аэротакси станут важной частью городских транспортных сетей, что позволит снизить нагрузку на существующий общественный транспорт и уменьшит пробки на дорогах. Многие из разрабатываемых сегодня прототипов аэротакси находятся на завершающих стадиях летных испытаний, а создающие их компании соревнуются за первенство прохождения сертификации, которая откроет им дорогу к полноценному серийному производству и выходу на рынок. Китайская компания EHang объявила о завершении летных испытаний своего двухместного беспилотного аэротакси EH216-S в рамках программы сертификации, которая длилась 30 месяцев с января 2021 года. Компания ожидает получения сертификата типа, подтверждающего соответствие конструкции летательного аппарата стандартам безопасности, от Администрации гражданской авиации Китая в самое ближайшее время. Кроме того, китайским регулятором была одобрена к использованию облачная система, разработанная компанией для управления парком беспилотных воздушных такси. Разработка модели аэротакси EH216-S ведется с 2018 года. Это двухместный полностью электрический летательный аппарат, выполненный по схеме мультикоптера с 16 винтами, установленными парами на восьми лучах рамы. Аппарат способен перевозить до 220 килограммов груза на расстояние до 30 километров с максимальной скоростью 130 километров в час. Модель полностью автоматическая и в кабине, рассчитанной на двух пассажиров, отсутствуют органы управления (за исключением сенсорного экрана, через который происходит взаимодействие пассажиров с аппаратом, например, выбор маршрута). Тем не менее в целях безопасности аэротакси может управляться дистанционно оператором компании. За прошедшие несколько лет предсерийные прототипы EH216 уже налетали около 10000 часов, выполняя небольшие экскурсионные полеты в туристических местах. Также 17 августа в докладе о финансовых отчетах за второй квартал EHang подтвердила, что начала предварительные поставки аэротакси в Китае. Например, как минимум 16 двухместных аэротакси уже были поставлены заказчикам в первой половине 2023 года. Китайский регулятор разрешил использовать эти транспортные средства в некоторых определенных местах для тестирования, обучения и демонстрационных полетов. https://www.youtube.com/watch?v=xHPTtXIVxj4 За пределами Китая одним из наиболее близких к получению сертификата типа стал прототип аэротакси от компании Joby Aviation. Недавно Федеральное управление гражданской авиации США разрешило начать летные испытания серийного прототипа этого аэротакси. Если все пройдет успешно, то компания планирует пройти сертификацию и начать поставки заказчикам в 2025 году.