Американские компании Stratasys и Aurora Flight Sciences спроектировали и распечатали беспилотный летательный аппарат с реактивным двигателем. Согласно сообщению Stratasys, получившийся аппарат имеет небольшую массу и способен развивать скорость более 240 километров в час.
Размах крыла нового беспилотника составляет три метра, а его масса — всего 15 килограммов, включая двигатель и топливные системы. Конструктивно аппарат на 80 процентов собран из деталей, изготовленных с применением технологий трехмерной печати. Аэродинамические элементы беспилотника внутри имеют сотовую структуру, упрочняющую конструкцию.
По словам Дэна Кэмпбелла, инженера Aurora Flightg Sciences, использование технологий трехмерной печати позволило вдвое сократить время, необходимое на разработку и производство беспилотника. Основные элементы аппарата сделали с помощью технологии послойного наложения расплавленной полимерной нити, управляемое сопло двигателя напечатали методом прямого металлического лазерного спекания.
Технология лазерного спекания использовалась и при производстве топливного бака аппарата. Этот элемент напечатали из нейлона. Созданный аппарат является демонстратором технологий; его основной задачей является подтверждение пригодности различных технологий трехмерной печати для использования в производстве беспилотников.
По данным Stratasys, трехмерная печать позволяет экономить на материалах, поскольку при печати деталей практически не остается отходов: обрезков металла, стружки, химических реагентов, которыми обрабатывали детали. Благодаря этому не наносится вред окружающей среде, а сама продукция получается несколько дешевле той, что изготавливают обычными способами.
Различные производители сегодня рассматривают трехмерную печать, как один из способов ускорения и удешевления производства. Проводятся исследования, в рамках которых разработчики проверяют функционирования напечатанных деталей в разных узлах и агрегатах самолетов. Трехмерная печать рассматривается и в качестве способа производства большого числа беспилотников на борту кораблей и самолетов.
При этом не потребуется демонтаж и разборка
Инженеры GE Aerospace Research разработали мягкого робота Sensiworm для обследования технического состояния авиационных двигателей. Робот способен ползать подобно гусенице по вертикальным поверхностям и даже потолку, передавая оператору видеоизображение в реальном времени. С помощью Sensiworm технические специалисты смогут оценивать текущее состояние авиамоторов без необходимости их демонтажа с самолета, сообщает New Atlas. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Современные турбовентиляторные двигатели требуют регулярного обслуживания. Они состоят из огромного количества деталей, тщательно изучить состояние которых без снятия двигателя с самолета даже с помощью эндоскпов (бороскопов) порой невозможно. При этом демонтаж мотора и его последующая разборка занимают много времени, в течение которого самолет простаивает на земле. Поэтому инженеры давно работают над альтернативными способами обследования авиадвигателей изнутри без их демонтажа. Одна из таких разработок принадлежит инженерам исследовательского отдела компании General Electric GE Aerospace Research, которые совместно с сотрудниками Университета Бингемтона разработали мягкого робота Sensiworm (Soft ElectroNics Skin-Innervated Robotic Worm) для обследования технического состояния авиационных двигателей изнутри. Вытянутый корпус Sensiworm состоит из мягкого полимерного материала, который способен растягиваться и сокращаться с помощью источника давления. Способ передвижения Sensiworm напоминает движения гусеницы пяденицы. Робот может передвигаться не только по горизонтальным и вертикальным поверхностям, но также и по потолку. Для этого он использует две присоски, расположенные в передней и задней части корпуса. Таким образом Sensiworm может добраться до труднодоступных мест внутри двигателя, включая лопатки компрессоров и турбин. https://www.youtube.com/watch?v=_Mks06p0KVo Внутри автономной версии Sensiworm, помимо собственных источников питания, давления и бортового компьютера, находится камера с источником света, а также другие сенсоры, необходимые сервисным специалистам. Робот может автоматически обнаруживать и обходить препятствия (технических деталей того, как это происходит, разработчики пока не сообщают). По словам создателей Sensiworm, робот должен выполнять роль дополнительных глаз и ушей, исследуя внутренности авиадвигателей на предмет неисправностей, коррозии и повреждения теплоизоляционного покрытия. Разработчики считают, что в будущем он сможет не только передавать изображение интересующих участков в реальном времени, выполняя роль продвинутого варианта бороскопа, но и сможет производить мелкий ремонт. Внутренней инспекции требуют не только такие сложные устройства как авиадвигатели, но даже трубопроводы. Китайские инженеры разработали миниатюрного робота для инспекции внутреннего состояния трубопроводов диаметром меньше сантиметра. Робот состоит из цилиндрических модулей, приводимых в движение актуаторами на основе диэлектрических эластомеров.